В российских школах предлагают отменить домашнее задание

Новые методрекомендации Минпросвещения

Предложение о том, что школьники на больничном могут не выполнять домашние задания, вызвало интерес в обществе. Минпросвещение обновило методрекомендации, в которых содержатся нормы о выполнении домашней работы. Давайте рассмотрим основные пункты:

Как выполнить домашнее задание

  • Самостоятельно или с помощью родителей. Родители или группы могут помочь детям с выполнением заданий.
  • Различные форматы заданий. Задания могут быть письменными, устными, практическими, творческими, проектными исследовательскими работами.

Время, затрачиваемое на домашнюю работу

  • 1 класс: не более 1 часа.
  • 2-3 классы: не более 1,5 часа.
  • 4-5 классы: не более 2 часов.
  • 6-8 классы: не более 2,5 часов.
  • 9-11 классы: не более 3,5 часов.

Особенности для разных классов

  • Выходные дни: Для начальной школы и 5-6 классов домашние задания не задаются.
  • Каникулы: Задания могут быть заданы с 7 по 11 классы.
  • Праздничные дни: В эти дни домашние задания не предусмотрены.

Рекомендации депутатов

Депутаты Госдумы, такие как Олег Смолин, поддерживают идею об отмене домашних заданий для школьников на время каникул и болезни. Аналогично, на праздничные дни домашка не задаётся никому. Детям в эти периоды рекомендуется читать книги из утвержденного списка.

В итоге, рекомендации Минпросвещения направлены на улучшение образовательного процесса и обеспечение здорового баланса между учёбой и отдыхом.

Влияние условий на выполнение домашних заданий

В сентябре невролог Виктория Толмачева рассказала о мешающих делать домашние задания факторах. По ее словам, в частности, речь идет о духоте в помещении, а также о неподходящих столе и стуле. Не менее важно избегать спешки в выполнении домашнего задания.

Желательно заниматься уроками не дольше 40–45 минут, после чего переключаться на физическую активность, пишет RT.

Подготовка к школе: когда и как начинать

В августе психолог Анастасия Екушевская посоветовала родителям начинать подготовку ребенка к школе в пять лет. Эксперт указала, что в этом возрасте дети уже могут анализировать информацию и заниматься системно, к тому же за два года можно подготовиться не спеша, пишет НСН.

Методические рекомендации по организации домашней работы

По поручению Минпросвещения Институт стратегии развития образования (ИСРО) разработал новые методические рекомендации по организации домашней работы для школьников. В них — все о времени, условиях и объемах домашки. Но все ли выполняется? И можно ли по каким-то урокам вовсе отказаться от пресловутого дэзэ?

Истории из класса

Заглядываю в классный чат: так и есть — сообщение от учителя математики. Пять листов с примерами и уравнениями на дроби, деление на трехзначное число и что-то еще, не менее приятное.
Домашние задания на каникулы не задают, рекомендуется давать только список литературы для самостоятельного чтения.

Уважаемые родители! Задание на каникулы! Решаем, кто сколько сможет. Кто решил — оценка идет на следующий триместр. Кто не решит, просто останется без оценки, двойку ставить не буду! — сообщает педагог.

По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий, считают эксперты Института стратегии развития образования.

На ИЗО, например, дорисовать картину на уроке, на технологии — доделать поделку, а не придумывать особый досуг для семьи на каникулах. Домашние задания должны все-таки дружить со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников и душевное состояние их родителей.

Правовые аспекты образования

Правовые аспекты образования эксперты РГ разъясняют в рубрике Юрконсультация.

Рекомендации по выходным и праздникам

В начальной школе и в 5-6 классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7-11 классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний. На праздничные дни домашние задания не задаются.

В первом классе на домашку должно уходить не более часа, во 2-3 классах — не более полутора часов.

Однако, как показали результаты опроса, который эксперты ИСРО провели среди 217 тысяч человек — учителей, школьников и родителей, — 42 процента педагогов ответили, что задают домашку и на выходные, и на каникулы. Аргумент? Мы не успеваем пройти материал. И большинство учеников — 80 процентов — эти домашки делают.

Факты о домашке

  • Объем домашних заданий не может превышать половину от объема работы, выполненной на уроке.
  • При организации домашней работы к следующему учебному дню учитывается объем домашних заданий, их трудоемкость и время, которое займет их выполнение.

Регламентация домашних заданий для школьников

Важной составляющей успешного обучения является выполнение домашних заданий. Однако, для того чтобы не нагружать учеников излишне, установлены определенные временные рамки для их выполнения:

  • 1 класс: до 1 часа
  • 2-3 классы: до 1,5 часов
  • 4-5 классы: до 2 часов
  • 6-8 классы: до 2,5 часов
  • 9-11 классы: до 3,5 часов

Эти временные ограничения позволяют детям уделять достаточно времени на выполнение домашних заданий, не перегружая их излишне.

Домашние задания на каникулах

Многие ученики и их родители задаются вопросом о законности домашних заданий во время каникул. Согласно законодательству, такие задания должны иметь лишь рекомендательный характер. Педагог может рекомендовать выполнение заданий для того, чтобы ученики не отставали в учебе или готовились к предстоящим мероприятиям. Однако, требовать выполнения заданий на каникулах является неправомерным и может быть рассмотрено как нарушение прав и свобод обучающихся.

Безотметочное обучение

С целью улучшения образовательного процесса и снижения стресса учеников, важно внедрять безотметочное обучение. Многие школы не следуют рекомендациям о введении безотметочного обучения, которые были даны еще в 2003 году Министерством образования и науки.

Внешний вид преподавателей

Вопросы внешнего вида педагогов и других сотрудников школ могут быть регулированы локальными нормативными актами. Требования к одежде и внешнему виду могут быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка или должностной инструкции. Педагоги призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего целям образовательной программы.

Для инициирования вопросов о безотметочном обучении или внешнем виде преподавателей, родители имеют право обращаться к директору школы или коллегиальному органу учреждения, который уполномочен на принятие соответствующих решений.


Ссылка на законодательную норму: Название документа

Дополнительные рекомендации: Название документа 2

Влияние внешнего вида преподавателя на обучающихся

Несмотря на отсутствие законодательных требований к внешнему виду педагогических работников, хочется напомнить, что педагог не только дает детям знания в определенных областях, но и занимается их нравственным и эстетическим развитием. Согласитесь, немаловажную роль в достижении этих задач играет и подобранная со вкусом одежда.

Для того чтобы педагог имел стильный и деловой образ, который, несомненно, придется по нраву всем окружающим, необходимо уважение к себе, ученикам и своему труду. А локальные нормативные акты могут быть только дополнительной мотивацией в этом вопросе.

Дресс-код студентов на экзамене

В действующих федеральных нормативных актах не содержатся специальные требования к одежде обучающихся в высших учебных заведениях. Исключение — вузы, которые готовят студентов по определенным специальностям, например по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, таможенного дела и еще некоторых других, для которых предусмотрено понятие форменной одежды.

Учитывая мнение представительного органа работников или обучающихся, соответствующие локальные нормативные акты образовательной организации могут устанавливать требования к одежде студентов на экзамене. Студенты должны следовать этим требованиям, так как экзамен — часть образовательного процесса.

Правила внеклассной деятельности преподавателя

Педагог имеет право проводить занятия вне аудитории, предварительно запланировав такие мероприятия в календарно-тематическом плане. Это следует отразить в рабочей программе по предмету. При проведении уроков вне образовательной организации необходимо соблюдать все меры безопасности для обучающихся.

Хотя основной формой обучения остается классно-урочная система, модель проведения урока вне аудитории может значительно расширить образовательное пространство. Обучение на природе требует дополнительных усилий, но результат может быть более впечатляющим как с познавательной стороны, так и с эмоциональной.

Однако обучение вне аудитории должно быть организовано в соответствии с целями обучения и обеспечивать безопасность учащихся.

Читайте также:  Что не так с питанием в детских садах

• Могут ли ученики снимать педагога на смартфон?

Не муниципальные школы и альтернативные способы образования становятся все более популярными. Перед началом учебного года "Блокнот Волгоград" изучил, какие частные школы есть в городе и какую сумму придется потратить там на обучение. Мы нашли 11 учреждений — смотрим список.

Частная интегрированная школа

В Волгограде находится на трех адресах: корпусы для учащихся 10-11 классов на проспекте Ленина, 27 и на Академической, 12, В Краснооктябрьский районе на Ватутина, 6 расположена школа для 1-9 классов. Директор — Виктория Прасли

— Атмосфера любви, заботы, дружбы, особый дух сотрудничества, поддержки и партнерства в школе делает нашу жизнь счастливой, — так звучит одну из 10 причин учиться в школе ЧИЖ.

За год учебы придется отдать 198 или 189 тысяч рублей. Стоимость обучения в месяц при оплате в течение всего календарного года составляет 22 тысячи рублей, при оплате до 1 числа оплачиваемого месяца — 21 тысяча рублей.

Стоимость обучения в частной школе на Ткачева составляет 300 000 рублей в год (лидер по ценнику в нашем топ-11). Перед поступлением всех ученикам необходимо пройти собеседование или тестирование (для первоклассников — логопедом, психологом, учителем начальных классов, для старшеклассников — тест по русскому языку, математике и английскому языку). После обсуждения результатов родители беседуют с директором школы Михаилом Сукиасяном. И только после — заключение договора.

«Началка» находится в самом центре Волгограда — на Советской, 27. Рядом два корпуса для старших — на Советской, 24 и Волгодонская, 13. Директор — Галина Дронов.

— В начальной школе мест уже нет, в старших классах еще остались, — пояснили нам в учебном заведении.

Стоимость года обучения в первом классе составляет 145 860 рублей, со 2 по 8 класс — 150 280 рублей, с 9 по 11 класс — 154 700 рублей (это около 17 тысяч в месяц).

На сайте учреждения указана базовая стоимость услуг на 1 сентября 2022 года — она составляет 24 500 рублей в месяц, включая 4-х разовое питание собственного приготовления, медобслуживание под руководством врача-педиатра, уход и присмотр за детьми в течение всего дня. Оплата для двух и более детей из одной семьи льготирована. Девять месяцев учебного года встанут семейному бюджету в 220 500 рублей.

Начальная частная школа находится на Невской, 8а. Основная средняя школа — на улице Советская, 22. Директор — Инна Никитина.

Частная школа расположена на проспекте Ленина, 33А. Здесь предлагают учебные группы до 15 детей и отсутствие домашних заданий по вечерам — дети их делают в школе. Стоимость обучения за предыдущий учебный год составила 230 000 рублей. Директор — Светлана Мордвинцева.

Свою миссию «Сократ» формулирует так:

— Работая и обучаясь в сотрудничестве, каждый член сообщества развивается и совершенствуется, приобретает отличные знания, умение общаться, учится мыслить независимо, творчески, критически и брать ответственность за свои идеи, решения и поступки на себя.

Средняя школа «Бизнес — гимназия» находится в типовом школьном здании на улице .Качинцев, 63. Здесь есть два актовых зала, столовая, два спортзала, оборудованные кабинеты физики, химии и информатики, кабинеты с индивидуальными партами, у которых регулируется высота столешниц. Для школьников предусмотрены шкафчики для одежды и ящик для учебников. Для отдыха первоклассников имеются спальни. В кабинетах ведется видеонаблюдение.

— Если в 2006/ 2007 годах. в школе обучалось 60 детей, то на начало 2022/2023 года в школе обучается 392 учащихся, — сообщают на сайте школы.

Стоимость оплаты услуг по образованию, воспитанию, развитию и содержанию одного первоклассника в 2022/2023 учебном году составила 135 тысяч рублей, для учеников 2-8 классов — 140 тысяч рублей, для старшеклассников — 150 тысяч рублей. Директор школы — Инга Ващенко.

Частная школа находится в Кировском районе на улице имени Губкина, 5а. В 2023 году обучение здесь с 1 по 11 классы стоит 22700 рублей в месяц (204 300 рублей за год). Средняя наполняемость класса составляет 5-12 человек. Директор — Ирина Смирнова.

Частная школа находится в Краснооктябрьском районе на улице Депутатская, 17а. Директор — Елена Табакова.

— Все современные родители мечтают вырастить умного, хорошо образованного ребенка, который сможет спокойно выбирать себе профессию, не боясь не сдать экзамены. Школа «Вайда» обеспечивает такую возможность. Педагоги, обходясь без домашних заданий, весь необходимый материал отрабатывают на уроках. Учебный процесс длится с 9.00 до 18.00 пять дней в неделю.

Стоимость обучения в 1-6 классах составляет 243 000 рублей (ежемесячно 27 000 рублей), в 7-11 классах — 270 000 рублей (ежемесячно 30 000 рублей).

Частная школа без отметок и домашнего задания в центре Волгограда — на Мира, 13. Директор — Левон Чорекчян.

Стоимость обучения составляет 216 тысяч рублей в год. В цену входит питание, базовая программа и предметы по выбору. Возможно получение грантов и скидок, а также рассрочки до 12 месяцев. Можно использовать материнский капитал и налоговый вычет, чтобы сэкономить на обучении.

«Ор Авнер» Частная школа основана Волгоградским Еврейским общинным центром. Здесь предусмотрено начальное, основное и среднее общее образование. Как пишут в отзывах, в воспитательной работе школы сочетается современный подход к образованию с принципами традиционного еврейского воспитания. В открытых источниках нет информации о стоимости обучения. Дозвониться по номерам школы не удалось — трубку так и не взяли.

Alta School Школа находится на Семи Ветрах, на бульваре 30-летия Победы, 19. Предоставляют альтернативный вид образования, который называют семейные классы — то есть родители переводят детей на семейный формат обучения и поручают школе проведение занятий по индивидуальной программе. Оценки здесь не ставят — о сильных и слабых сторонах ребенка родители получают в форме обратной связи от классного руководителя.

Месяц обучения для 5-го класса составляет 17 тысяч рублей (153 000 рублей в год). Сюда принимают максимум до 9 класса.

Если вы или ваши дети учились в одной из указанных школ, но затем отказались от такого формата, то нам интересно узнать причины. Пишите в WhatsApp 8-999-626-93-55 и телеграм.

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Предложение отменить домашнее задание вызвало бурную дискуссию в обществе. Как ни странно, против высказались школьники. Сам факт существования домашки семиклассника Сашу не расстраивает, вопросы есть только к сложности заданий.

Александр Корнеев, ученик 7-го класса (Москва): «Нужно, чтобы задания в классе были приблизительно похожи на то, что мы будем делать дома».

Одиннадцатиклассница Лиза о свободном времени может только мечтать. Уроки в музыкальной школе, подготовка к олимпиадам и ЕГЭ, общественная деятельность и домашняя работа иногда с трудом вмещаются в сутки.

Светлана Малиновцева, мама школьницы: «Первая смена до 16:00, потому что пятидневка, и потом с 17:30 до 20:00 музыкальная школа. Естественно, дочь приходила в 21:00–21:30 и начинала делать домашнее задание».

Иногда хочется просто выспаться, признается Лиза. Но будет ли сон крепче без домашки — вопрос.

Елизавета Малиновцева, ученица 11-го класса: «Иногда при выполнении домашнего задания я лучше понимаю тему, потому что на уроке можно упустить некоторые моменты просто мимо ушей».

Отменить домашние задания на государственном уровне предложила группа депутатов, мол, как родители они видят, сколько времени уходит у детей на эту работу, иногда бесполезную, ведь некоторые школьники списывают с сайтов и из сборников готовые решения. Это тут же вызвало дискуссию в педагогической среде. Свободное время — это, конечно, хорошо, можно заниматься творчеством или хобби, учителям в том числе, ведь известно, сколько времени отнимает проверка тетрадей. Но от законов психологии не отмахнуться.

Александр Снегуров, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук: «Вообще психика типичного человека ученика требует, чтобы материал закреплялся, чтобы это происходило через определенное время после того, как ученик услышит тот или иной новый контент, получит новое задание».

Читайте также:  Как получить выплату на детей с 3 до 7 лет в 2022 году

Вообще дискуссия не нова. Споры о том, чего больше от домашки, цифр IQ или синих кругов под глазами, велись еще со времен СССР. Была даже новаторская методика «Большая дидактика», по которой учились в одной из школ Санкт-Петербурга и Новосибирска. Ответственность за усвоение материала нес учитель, который должен был объяснить новую тему так, чтобы каждый ученик все понял и запомнил.

Михаил Адамский, соавтор методики: «Это значит изучение всего необходимого на уроке, домашнее задание предполагало только творческую часть. То есть те, кто хотели более высокую оценку, должны были выполнить творческие задания по теме. Все это на добровольной основе».

Впоследствии предложения отказаться от домашних заданий в общеобразовательной практике звучали не раз, но до дела в российских школах так и не дошло, в отличие от некоторых западных стран.

В английских школах до весьма солидного школьного возраста (до 12 лет) не задают домашнее задание и не ставят оценки, только наклейки в тетрадь и словесное поощрение. Таким образом, в английской начальной школе нельзя быть отличником или двоечником, можно быть только в большей или меньшей степени молодцом.

В Японии и Южной Корее домашних заданий в начальной школе нет. Это с лихвой наверстывается позже и соответствует принципу «гуляй, пока молодой». В Японии детей до пяти лет не наказывают и лелеют, зато потом берутся за воспитательские вожжи. Обидно, что события именно этой золотой поры, первых счастливых пяти лет, мало кто помнит, зато помнит все, что было потом. В Южной Корее, особенно ближе к выпускным экзаменам, домашнее задание, курсы, репетиторы съедают у старшеклассников не только вторую половину дня, но частенько каникулы и часть ночи.

В Италии и Испании, где распространена сиеста и теплая погода, домашнее задание тоже минимизируют. Совсем его не задают в Норвегии. Дебаты по поводу домашнего задания в Европе периодически возникают. Английский футболист Гари Линекер считает, что учиться после школы не надо. Вероятно, надо пинать мяч. Ему возражает телеведущий Пирс Морган: «Отличная мысль для ленивых родителей. Как нация мы отстаем от образовательных стандартов таких стран, как Китай».

Китайских школьников Пирс Морган может наблюдать прямо у себя в Англии. Многие из них поступают в частные школы-пансионы вроде Итона, чтобы выучиться и вернуться работать в Поднебесную. Эти школьники, приехавшие из Китая, где домашнее задание есть, частенько рвут своих более расслабленных английских сверстников по математике, обыгрывают их в шахматы и на пианино.

В США в начале 60-х годов прошлого века практически полностью отмененное домашнее задание вновь вернули в школы. После запуска первого спутника и полета первого человека в космос за океаном испугались отстать от СССР и бросились учиться и учиться, как завещал Ленин, по утрам и вечерам, как завещал Мойдодыр. Видимо, после распада СССР на Западе расслабились и всем точным и неточным наукам после школьного обеда решили предпочесть сиесту.

Обойтись без домашних заданий в существующей системе образования невозможно, считают педагоги, но можно заменить их чем-то творческим, как это делают в Липецке. В нескольких классах восьми учебных заведений запустили проект «Новая школа». Ученикам не ставят оценки и не задают домашку по некоторым предметам, вместо этого дети работают над проектами.

Евгений Беляев, директор средней школы №61 им. М. И. Неделина: «Они в рамках проектах командой выполняют задания, защищают свои проекты публично. Повышается мотивация, домашние задания перестают быть необходимыми. В рамках освоения этих предметных областей ребятам самим интересно постигать что-то новое».

В чем и педагоги и их подопечные согласны, так это в том, что домашние задания нужно уменьшить в объеме, правда, для этого придется переработать учебную программу.

Вера Степаненко, заведующая кафедрой русского языка как иностранного Государственного университета просвещения: «Нужно продумывать, минимизировать, не вкладывать такое безумное количество знаний, которые все равно не закрепляется в голове. Нужно учитывать, что должно быть детство у ребенка».

Так что, говорят учителя, проблема не в домашних заданиях, а в перегруженности современных программ, вот где стоит покопаться, а отказываться от домашней работе — это все равно что менять окна в доме, где нужен капитальный ремонт.

Должен ли ребёнок выполнять домашнее задание на больничном?

Статья 43 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что школа не правомочна применять дисциплинарные взыскания к ученику, который не выполнил домашние работы, которые давали во время его болезни.

Как домашние задания влияют на здоровье школьников

Идея Даванкова вызвала дискуссии в различных ведомствах. Источник в Министерстве просвещения одного из регионов сообщил NEWS.ru, что на днях инициативу бурно обсуждали на одном из совещаний.

«Оказалось, что и в педагогическом сообществе нет единого мнения. Например, есть те, кто считает, что необходимо оптимизировать домашние задания. Ведь сейчас очень часто дети учатся по шесть-семь уроков, после чего приходят домой и снова садятся за тетради и учебники. Это неправильно и в некоторых случаях даже может повредить здоровью», — сообщил собеседник NEWS.ru.

Согласно данным Минздрава, менее 4% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, у 50% есть различные физиологические отклонения, более 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Проведенное Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации исследование показало, что в настоящее время у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

«Особенно неблагоприятна ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа (гимназии, колледжи и тому подобные), где велики объем и сложность учебной информации, а учебный процесс характеризуется значительной интенсивностью. Повышенная учебная нагрузка не остается бесследной: до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления», — отмечается в работе.

В современных школах действительно много задают на дом, что иногда негативно влияет на самочувствие и здоровье детей, подтвердил в разговоре с NEWS.ru член Союза педиатров России Дмитрий Малых.

«С таким объемом, конечно, трудно справляться, и всё это в конечном счете приводит к нарушениям сна, переутомлению, а в некоторых случаях — к возникновению депрессивных состояний. Именно поэтому, на мой взгляд, следует всерьез реформировать эту систему: найти некий баланс между учебой и свободным временем, занятиями спортом», — отметил Малых.

Обязательна ли домашка на каникулах?

Нет чёткого запрета на домашнее задание на каникулы. Именно этот вопрос регулируется внутренним уставом школы и принимается в индивидуальном порядке. Зачастую домашка ограничивается списком рекомендованной литературы на лето.

Полина, ученица 6-го класса

— На каникулы нам не дают домашнее задание, если только какие-нибудь слова повторить или рассказ прочитать. А на выходные — еще как. То есть не именно на выходные, а в пятницу — на понедельник, например. В пятницу мало кому охота делать, поэтому делаем в выходные. На "домашку" обычно уходит час-полтора, не больше. Там несложно.

Будет ли «оптимизация» домашнего задания

Большинство опрошенных NEWS.ru экспертов сходятся во мнении, что рассчитывать на тотальную отмену «домашки» не стоит. Однако предложение Даванкова в конечном счете может привести к «оптимизации» домашних заданий.

«В средней и старшей школе, по моему мнению, домашние задания должны быть. Без них глубокое освоение дисциплины считаю невозможным. Другое дело, что задания должны быть разумными по объему, желательно, чтобы они носили творческую направленность. Но школьник должен освоить методы самостоятельной работы, иначе вся работа учителя, даже очень хорошего, окажется неэффективной», — заявил NEWS.ru доктор технических наук, профессор, автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый.

Читайте также:  График детских выплат в 2024 году по месяцам

О необходимости коррекции учебной нагрузки говорят и в общественной организации «Родительское собрание».

«Домашние задания бывают разных типов, многие из них необходимые и полезные. Однако больше всего родителей раздражают поделки, когда вся семья до полуночи вынуждена что-то клеить и лепить. Это весьма спорные задания», — заявил NEWS.ru глава организации Константин Долинин.

Член комитета Совфеда по науке и образованию Айрат Гибатдинов считает, что отмена домашнего задания — «совершенно нецелесообразное решение».

«Ребенок должен всесторонне развиваться и учиться думать самостоятельно, решать определенные задачи. Все это дарит важнейший опыт. Школа обязана дать ребенку все необходимые знания и затем проверить то, как ученик усвоил полученный материал», — отметил в беседе с NEWS.ru сенатор.

Точка в спорной теме еще не поставлена, но некоторые шансы на уменьшение объема домашнего задания всё же есть.

Психолог посоветовала простой тест на готовность ребенка к школе

Ученый объяснил важность возвращения черчения в школы

Правозащитники поддержали запуск курсов русского языка для детей мигрантов

Школьное питание в России захотели проверить на пользу для здоровья

Имеют ли право задавать домашнее задание в 1-ом классе?

Если коротко, то нет, не имеют право. В первом классе дети получают рекомендации от учителя, например, почитать что-то развивающее или потренироваться в прописях, но требовать учитель не в праве.

Всё о домашней работе

Мы собрали самые популярные вопросы по теме выполнения домашнего задания и попросили юриста Онлайн-школы № 1 разъяснить основные из них.

Могут ли домашние задания отменить полностью

Глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) пояснил NEWS.ru, что выступает «скорее против этого предложения, чем за».

«Иначе когда учить алфавит? Таблицу умножения? А будет ли кто-нибудь, кроме истинных книжных червей, читать произведения из школьной программы, если это не будет обязаловкой?» — задался вопросом Нилов.

Первый заместитель думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ) в разговоре с NEWS.ru высказался за сокращение объемов домашнего задания.

«Полностью отменять — неправильно. Дети должны что-то делать и самостоятельно. В ходе получения образования дети иногда должны делать то, что не хочется, но необходимо. Нужно сократить объем домашних заданий. Но отменять их полностью нельзя», — подчеркнул депутат.

Глава комитета Госдумы по молодежной политике, член фракции «Единой России» Артем Метелев заявил NEWS.ru, что рассчитывать на полную отмену домашних заданий не стоит.

«Они нужны, чтобы ребенок закрепил полученные знания, мог отточить навыки. К тому же всё изучить на уроках невозможно, часть работы приходится выполнять дома. Однако надо признать, что сегодня дети очень перегружены, вынуждены тратить на домашние задания по несколько часов», — пояснил Метелев, подчеркнув, что у школьников «должно быть детство».

Екатерина Щеголева, мама семиклассника

— На каникулы нам ничего не задают, как и на выходные. Но если урок в пятницу, а следующий — в понедельник, то задания бывают: это же не на выходные, а на следующий урок. Не вижу ничего плохого в "домашках" — это закрепление материала. Мой сын не сидит с уроками до полуночи. Знаю, что делает не все и что-то списывает, но он довольно взрослый, и это его зона ответственности. Пока учится на 4 и 5, я не вмешиваюсь.

Ксения Спорышева, глава родкома, мама девятиклассика

— Сын в математическом классе. Задают много. Отличники в классе только те, кто занят исключительно школой. Если у кого-то есть дополнительные кружки и занятия, ребенок сразу перестает успевать и "съезжает". На выходных, конечно, тоже "домашка". Ее задают просто на следующий урок, в целом, можно сесть в пятницу и освободить выходные. Но мы не успеваем. В домашнее задание семья не вмешивается класса с четвертого или даже с третьего. Только если большие спецпроекты. Самый большой вопрос, который пока не получается решить на уровне школы: как быть, если после школы ребенок едет к врачу или на соревнования и не успевает сделать домашнее задание. Объяснительные записки от родителей учителя не принимают. В таких случаях сын просто не идет в школу. Чтобы нервы не трепали.

Зачем отменять домашние задания

Предлагая разработать законопроект, который отменит домашние задания в российских школах, Владислав Даванков процитировал собственного ребенка.

«Когда сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит „домашку“. Сегодня на встрече с родителями Москвы понял, что время пришло», — сообщил вице-спикер нижней палаты парламента в Telegram.

Даванков отметил, что планирует обсудить вопрос об отмене домашнего задания в школах на ближайшей встрече с представителями московского департамента образования и науки. По словам депутата, разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем.

Согласно утвержденным рекомендациям Роспотребнадзора, сейчас школьники во 2–3-м классах не должны тратить на выполнение домашнего задания более 1,5 часа в день, в 4–5-м — более двух, в 6–8-м классах — 2,5 часа, в 9–11-м — максимум 3,5. В первом классе домашние задания не предусмотрены.

Источник в окружении Даванкова рассказал NEWS.ru, что депутат «совсем не хотел пиариться, эта тема его реально волнует».

«Он действительно считает, что дети сегодня перегружены, и нагрузку надо снижать. Тема зашла, потому что народная: никому не нравится с детьми сидеть вечерами за учебниками», — пояснил собеседник NEWS.ru.

Александр, ученик 8-го класса

— Много задают формального. И часто бывает, что тему прошли на уроке, "домашка" и на следующем уроке — уже самостоятельная сразу по новой теме. Не хватает проработки.

Приказ Минпросвещения России от 07.10.2022 N 888 закрепил понятие «домашнее задание» в том числе на дистанционном обучении. Сам текст документа гласит следующее:

«Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее — домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ».

Что это значит: домашняя работа — такая же форма контроля знаний, как остальные в учебной программе. Выполнять её или нет — решать вашей семье и ребёнку, однако следует быть готовыми к тому, что при систематическом невыполнении и игнорировании домашнего задания, как минимум, ребёнок получит неудовлетворительные оценки, как максимум он плохо усвоит пройденный на уроке материал, а значит эффективность его обучения начнёт снижаться.

Делают ли дети домашнее задание сами

«Чаще всего родители берутся за математику (32%), иностранный (28%) и русский (26%) языки, изобразительное искусство (25%) и литературу (19%). 70% делают уроки со своими детьми, треть опрошенных (33%) считают, что ребенок должен справляться с домашним заданием сам, еще 37% заявили, что помогать детям — неплохая практика», — говорится в материалах исследования.

Согласно данным опроса, около 30% тратят час на выполнение домашнего задания с ребенком, 29% — два и 22% — больше двух.

«Вице-спикер Даванков абсолютно прав, что сейчас родители подменяют учителей. Папы, мамы, бабушки, дедушки заново проходят школьную программу. Учителя проверяют, как отработали с ребенком родители», — подчеркнул в разговоре с NEWS.ru политолог Константин Калачёв, который ранее работал учителем истории в школе.

По его мнению надо учить так, чтобы, во-первых, ребенок не просил отца или мать объяснить всё заново. Во-вторых, домашние задания не должны занимать всё свободное время ребенка. «Сначала сидеть полдня за партой в школе, потом до ночи за столом дома, а на выходе получаются сколиозные невротики», — возмутился Калачев.

Политолог считает, что отмены домашних заданий не будет, но советует «пересмотреть нагрузку».

Оставьте комментарий