Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Цифровая образовательная среда

Цифровизация стала неотъемлемой частью нашей жизни, и образовательный процесс — не исключение. Более того, именно школа должна научить детей ориентироваться в цифровом пространстве как рыба в воде.

Сегодня почти каждый урок в школе, вузе или на онлайн-курсе включает интерактивные элементы: презентации, видео, тесты с автопроверкой. Все это стало возможным благодаря цифровизации.

Цифровизация образования — что это такое

Цифровизация образования — это использование приложений, программ и других цифровых средств обучения в школах, вузах, на дистанционных курсах. Например, когда ученики выполняют задания не в тетради, а с помощью платформы в интернете.

Цифровые технологии касаются и организации обучения. Пример: учителя используют электронные журналы, а не бумажные, родители пишут преподавателю письмо на email, а не звонят или идут в школу.

Многие путают цифровое обучение с дистанционным, но это разные понятия. На дистанте не всегда нужны цифровые инструменты. Например, еще 10–15 лет назад материалы отправляли по обычной почте.

Цифровые технологии в образовании применяют любые учебные заведения — школы, вузы, техникумы, онлайн-школы.

Что такое проект ЦОС, и какие задачи он решает?

Государственная программа Цифровая образовательная среда — больше, чем проект по оснащению учебных заведений современным компьютерным и интерактивным оборудованием.

У него более глобальная задача — создать единую по стране платформу для онлайн-обучения школьников с верифицированными электронными базами знаний, порталами для общения, электронным документооборотом. Иными словами — современную цифровую образовательную среду.

Инициатор проекта — Министерство просвещения РФ. Он стартовал в 2019 году и рассчитан на пять лет. Модель ЦОС утверждена приказом Минпросвещения РФ № 649 от 02.12.2019 года.

В этом же документе определены основные цели и задачи проекта. Главный ожидаемый результат от создания ЦОС — обеспечить равный доступ к качественному образованию независимо от того, где обучается ребенок: в престижной гимназии Москвы или обычной сельской школе за тысячи километров от столицы.

Чтобы этого добиться, планируют:

  • Проектирование, развертывание и эксплуатацию специалистам ЦОС;
  • Развитие цифровых образовательных сервисов (ЦОС) и цифровых образовательных ресурсов;
  • Повышение квалификации педагогов и учебных мастерских;
  • Интеграция разработок и использование облачных технологий.

Цифровая образовательная среда

Цифровая образовательная среда (далее — ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта Образование, направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды.

Цифровое образование в России: ЦОС и его роль

ЦОС — это всероссийская информационная система, способствующая внедрению электронной образовательной среды в России. Этот федеральный проект нацелен на оптимизацию школьного образования и эффективное использование новейших технологий в учебном процессе. Но это не означает полного отказа от традиционной классно-урочной системы.

Что включает в себя ЦОС?

Под ЦОС подразумевают единую информационную систему, объединяющую всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений. ЦОС состоит из:

  • Комплекса информационных образовательных ресурсов, включая электронные;
  • Технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), другое оборудование;
  • Ряда педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Кабинеты ЦОС

В рамках проекта в 2022 году в школе был проведен капитальный ремонт двух кабинетов для внедрения модели ЦОС. Они оснащены новой мебелью и оборудованием, позволяющим проводить урочную и внеурочную деятельность, внеклассную работу. Эти обновленные условия создают современную и безопасную цифровую образовательную среду, способствуют развитию цифровой грамотности, проектной деятельности и творческой социальной самореализации учащихся и педагогов.

Документы

Создание системы ФГИС Моя школа регламентировано следующими документами:

  1. Приказ Министерства Про­свещения РФ от 30.06.2021 г. № 396 О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России Моя школа;
  2. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1241 О федеральной государственной информационной системе Моя школа;
  3. Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7 ноября 2022 г. № 2705 Об утверждении дорожной карты по реализации меро­приятий по подключению и использованию федеральной государственной информационной системы Моя школа в 2022 – 2023 годах.

Информационный портал ФГИС Моя школа

Для получения информации о сервисах ФГИС Моя школа вы можете посетить Информационный портал, где представлены различные материалы и возможности системы.

Подготовлено: Ваше Имя, SEO copywriter.

Инструкция по использованию Информационного портала

Надеемся, что Информационный портал поможет вам разобраться со всеми вопросами, которые возникают в процессе использования платформы, а процесс обучения станет еще более полезным и удобным!

Шаг 1: Регистрация законного представителя

Шаг 2: Регистрация учётной записи ЕСИА ребёнка из ЛК родителя

Шаг 3: Регистрация обучающегося

Для поиска школы удобнее воспользоваться ИНН школы 2315666711, тогда школа находится сразу.

Для выбора класса — введите цифру класса и выберите из списка нужный класс.

Обмен личной информацией

Обсуди личную информацию и что это такое. Узнайте о его важности, в том числе о том, чем можно делиться, а что следует держать в секрете. Ознакомьтесь с нашим уроком Цифровые вопросы и рассказом Однажды в сети, Проблема с обменом, чтобы помочь им изучить эту концепцию.

Подумайте, с кем они разговаривают

Попробуйте и держитесь подальше от тупых сообщений например, не разговаривайте с незнакомцами в Интернете или не разглашайте личную информацию в Интернете.

Многие дети разговаривают с незнакомцами через онлайн-игры, в которые они играют. Несмотря на то, что существует риск, связанный с этим, вероятность причинения вреда не так значительна, как думают родители. Тем не менее, общение с незнакомцами в Интернете открывает возможность того, что что-то пойдет не так. Поэтому важно, чтобы дети в начале начальной школы понимали предупреждающие знаки и то, как найти поддержку.

По сути, если они чувствуют себя некомфортно из-за чьего-то поведения или общения в сети, они должны сообщить об этом кому-то (и сообщить об этом на сайт/игру/платформу, если это уместно). Это важно, чтобы, когда ребенок приходит и делится этой информацией, родители сохраняли спокойствие. Важно то, что они рассказали вам, и вы можете помочь им изучить следующие шаги.

Оценка намерений людей онлайн

Научите их этому некоторые люди не те, за кого себя выдают в сети. Объясните, почему эти незнакомцы могут попытаться связаться с ними в Интернете. Исследуйте наши Центр ухода за советами и рекомендациями на эту тему.

Поговорите о том, когда безопасно и небезопасно делиться изображениями. Сосредоточьтесь на том, сколько личной информации могут дать изображения, чтобы помочь им критически мыслить перед публикацией.

Срок службы совместно используемого контента

Обсудите их цифровой след. Все, что они размещают в сети, может оставаться там долгое время. Важно отметить, что контент может быть доступен не только людям, с которыми он им поделился. Исследуйте наши центр онлайн-консультаций по репутации для большего руководства.

Давление на публикацию

Используйте метод сломанной записи, чтобы довести сообщение до сознания быть в курсе всегда, когда онлайн. Они могут чувствовать раздражение, но они не забудут, что нужно делать для своей онлайн-безопасности.

Читайте также:  Куда сходить и что посмотреть за бюджетн ые деньги

Свяжите проблему с историями в СМИ

Расширение программы на другие регионы

Программа цифровой образовательной среды, запущенная в Севастополе, показала отличные результаты. Благодаря этому, руководство города приняло решение о расширении этой программы на другие регионы.

Цифровые уроки и доступ к обновляемому контенту

Один из ключевых аспектов программы — предоставление обучающимся, педагогическому составу и родителям доступа к обновляемому цифровому образовательному контенту. Благодаря этому, ученики имеют возможность получить качественное образование даже в удаленном формате.

Системы видеонаблюдения и благодаря имеют равные условия

На этапе национального проекта была создана система видеонаблюдения в государственных и муниципальных школах. Это позволяет обеспечить безопасные и комфортные условия для обучения учащихся.

Заключение

Использование современных цифровых технологий в образовании дает отличные результаты и позволяет обеспечить качественное обучение для всех учеников, независимо от места их проживания. Создание цифровой образовательной среды является важным шагом в развитии образования в современном мире.

12 августа 2022 года правительство Севастополя объявило о запуске информационной системы под названием «Цифровая образовательная среда Севастополя (ЦОСС)». Утвержденный властями документ разработан в рамках реализации стратегии цифровой трансформации региона. Подробнее здесь.

В начале июля 2022 года стало известно о создании в России платформы с просветительским контентом для внеклассного обучения школьников. Об этом «Ведомостям» рассказал советник министра просвещения Антон Назаров. Подробнее здесь.

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. — 16 млрд руб., а в 2022 г. — 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России.

Согласно проекту бюджета, Минкомсвязи в 2020 г. получит около 93,2 млрд руб. В 2021 г. бюджет министерства планируется увеличить до 135,8 млрд руб., а в 2022 г — до 189,3 млрд руб. На субсидии, предоставляемые бюджетным, автономным и другим некоммерческим организациям в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в 2020 г. планируется потратить 169,9 млн руб. В 2021 г. на эти цели хотят израсходовать 169,2 млн руб., а в 2022 г. — 50,8 млн руб.

На закупку товаров, работ и услуг для госорганов в 2020 г. предлагается выделить 32,6 млрд руб., в 2021 г. — 45,6 млрд руб., а в 2022 г. — 65,3 млрд руб. На федеральный проект «Информационная инфраструктура» в течение этих трех лет планируется выделить 36,3 млрд руб., 54,3 млрд руб. и 74,1 млрд руб. соответственно.

На нужды программы «Информационное государство» в проекте бюджета предусмотрено 48,2 млрд руб. в 2020 г., 73,1 млрд руб. в 2021 г. и 111,4 млрд руб. в 2022 г. Федеральный проект «Цифровые технологии» должен получить в 2020 г. около 21,2 млрд руб., в 2021 г. — 37,3 млрд руб., а в 2022 г. — 63,2 млрд руб. На федеральный проект «Цифровое государственное управление» в 2020 г. предполагается потратить 20,7 млрд руб., в 2021 г. — 28,1 млрд руб., а в 2022 г. — 39 млрд руб.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Основой российской системы дистанционного образования станет интернет-портал, на котором будут собраны разнообразные онлайн-курсы. Портал будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», что позволит проводить авторизацию на нем как учащихся, так и преподавателей. Одновременно на базе открытого программного обеспечения (ПО) планируется разработать систему оценки полученных на онлайн-курсах знаний.

Кроме самостоятельной работы с материалами, дистанционное образование подразумевает и возможность удаленной консультации с преподавателями. Очевидно, что для этого они должны пройти соответствующую подготовку. Предусмотрена также возможность так называемого «смешанного» обучения, при котором студент обязан какую-то часть часов прослушать в здании учебного заведения, а какую-то может освоить самостоятельно.

Особенности электронного обучения

Рассмотрим основные особенности обучения в цифровой среде.

Интерактивность

Информация должна быть наглядной, интересной. Для этого, например, вместо бумажных книг используют электронные платформы, вместо решения задачи в рабочей тетради проводят виртуальные тесты с автоматической проверкой, вместо устного объяснения материала включают наглядный видеоролик. С каждым годом новые интерактивные форматы все больше заменяют традиционные.

Свободная коммуникация

Одно из преимуществ цифровой среды — возможность свободно взаимодействовать с другими людьми, даже удаленно. Ученики, педагоги, родители могут обмениваться информацией друг с другом. Например, преподаватель выставил оценки в электронный журнал, и родитель сразу это увидел. А во время пандемии все уроки проводились онлайн, очно учителя с учениками не взаимодействовали вообще.

Качественная информация

Цифровая трансформация образования предполагает, что информация должна быть качественной, доступной из любой точки мира. Например, учить новый язык можно по электронному учебнику, который открывается со смартфона. В интернете доступны миллиарды источников информации: порталы, библиотеки, вебинары экспертов, обучающие курсы.

Создание контента в цифровой среде

Есть специальные программы, которые позволяют быстро, качественно, удобно создавать контент. Например, сейчас мало преподавателей рисуют графики от руки: вместо этого используют компьютерные программы или даже приложение на смартфоне.

При этом творческий контент нельзя полностью создавать в цифровой среде. Люди продолжают сочинять новую музыку с помощью живых инструментов. Или пишут картины красками, а не в Photoshop.

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Совместная работа

На онлайн-курсах студенты могут выполнять задания в команде. В интернете много формулов, приложений, площадок для совместной работы. На уроках преподаватели стараются организовать учеников в небольшие группы. Все это еще один принцип цифрового обучения — общение, работа в команде с другими учениками, постоянное взаимодействие.

Материально-техническая база ЦОС

Примерный перечень оборудования для создания инфраструктуры ЦОС утвержден распоряжением Минпросвещения № р-135 от 17.12.2019 года. Он включает:

Структура ЦОС

Цифровая образовательная среда включает:

Цифровая платформа

Проект «Цифровая образовательная среда» предполагает создание федерального информационного ресурса online.edu.ru, который даст гражданам бесплатный доступ к онлайн-курсам от различных образовательных онлайн-платформ по принципу «одного окна». В 2018 г. прошла тестовая интеграция этого ресурса с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс — интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

Читайте также:  Гсп разница с обычной почтой расшифровка маркировки и другие важные сведения

Цифровая среда создается не на пустом месте. Во многих школах есть интернет, компьютеры, интерактивные доски. Проект предполагает использование имеющегося оборудования, а также его обновление и дополнение за счет трех источников финансирования: федерального бюджета, средств местных бюджетов, внебюджетных средств.

Адаптация под ученика

Цифровизация делает образование более эффективным, качественным, доступным. Перечислим, каких результатов она помогает достигать.

Повышение доступа к образованию

Цифровые технологии позволяют расширить доступ к образованию, особенно для тех, кто находится в удаленных районах или по каким-либо причинам не может посещать занятия очно. Онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники и другие цифровые ресурсы позволяют получать знания в любое время и в любом месте.

Интерактивное обучение

Цифровые инструменты и ПО (программное обеспечение) позволяют создавать интерактивные и захватывающие учебные программы. Например, тесты с автопроверкой и мгновенным пояснением ответа. Благодаря этому студенты могут проводить эксперименты, решать задачи и получать обратную связь, взаимодействовать с учебным материалом. Такой подход улучшает усвоение материала.

Улучшенная коммуникация в обучении

Цифровые инструменты облегчают процесс общения между студентами и преподавателями. Электронная почта, онлайн-форумы, видеоконференции и другие средства связи позволяют быстро и легко обмениваться информацией, задавать вопросы и оперативно решать проблемы.

Развитие цифровой грамотности

Благодаря цифровизации студенты учатся работать с информацией, новой техникой, развивают аналитическое и критическое мышление. Это важные навыки для успешной жизни в современном обществе, в котором большую роль играют цифровые технологии.

Простая организация образовательного процесса

Цифровые технологии позволяют автоматизировать рутинные задачи, такие как ведение учета успеваемости, планирование занятий и оценивание студентов. Все это поможет снять с преподавателей или кураторов часть организационных задач и освободить их время для более важной работы.

Система «Моя школа» станет ядром будущей цифровой образовательной среды

Внедрение в российские школы цифровой образовательной среды происходит с опорой на инфраструктуру, программное обеспечение и контент. Центральным звеном формирующегося цифрового образовательного пространства станет федеральная государственная информационная система «Моя школа».

По словам директора Департамента цифровой трансформации и больших данных, изучением цифровой среды должны заниматься как дети, так и их родители. С этой целью реализуется образовательный проект «Урок цифры». Андрей Горобец обратил внимание, что родители, вовлекаясь в процесс изучения, получают знания, которыми могут заинтересовать своих детей.

«Нашу стратегию цифровой трансформации мы разделили на несколько основных блоков. Это и контент библиотек, и вопросы, связанные с технологиями и программным обеспечением. Важнейшим элементом этого процесса стал сервис «Сферум», который позволяет обеспечить горизонтальное взаимодействие между учителями, обучающимся и родителями», – пояснил Андрей Горобец.

Он также подчеркнул, что процесс цифровизации происходит в постоянном взаимодействии с регионами, проводится работа по подробному разъяснению того, как устроены системы и сервисы.

ФГИС «Моя школа» призвана обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории страны, предоставить возможность реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и применением единого портала.

Единый доступ к материалам информационной системы заработает с 1 сентября 2022 года. Уже сегодня тестирование функционала платформы проходит в 15 пилотных регионах Российской Федерации. В систему будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента с курсами, а также система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников.

⇓ Нажми на изображение ⇓

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Государственные программы цифровизации образования в России

Уже много лет Министерство образования РФ внедряет цифровые технологии в учебные учреждения разных уровней: от школ до вузов. Особенно активно — после пандемии. Во время дистанционного обучения стало ясно, что без современных технологий невозможно представить качественный образовательный процесс. Рассмотрим наиболее важные и крупные проекты, связанные с цифровизацией.

Школы

С 2022 года в школы внедряют проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Она предполагает техническое переоснащение учебных заведений и создание специальных обучающих сервисов для разных дисциплин.

Один из наиболее заметных проектов — платформа «Моя школа». Она включает библиотеку с проверенным образовательным контентом (более 6500 единиц), тестами для проверки знаний. Планируется, что в будущем на платформе будет информация для каждого предмета с 1 по 11 класс.

Среднее и профессиональное образование

Для колледжей, вузов, техникумов существует аналог платформы «Моя школа» — «Мой офис». Здесь есть образовательные материалы, можно слушать лекции в режиме реального времени, самостоятельно изучать темы, выполнять задания на виртуальных тренажерах. А преподаватели могут создавать новые курсы для обучения.

В этих заведениях активно работают системы LMS (Learning management systems). Они помогают в организации процесса обучения: составлять отчеты, отслеживать успеваемость, формировать документы и т. д.

Помимо LMS, часто используются платформы для дистанционных уроков Zoom, Microsoft Teams или Skype. Сейчас их пытаются заменить российским ПО. Вместо пакета Microsoft Office учебные заведения также переходят на отечественные решения, например, «Мой офис». Сейчас российские разработчики проектируют профессиональные программы, которые пока что не удается заменить аналогами.

Высшее образование

Вузы часто готовят экспертов в цифровизации. В рамках программы «Приоритет» разработаны кафедры, где студенты получают дополнительную квалификацию. Например, в МГПУ есть магистратура «Современные цифровые технологии в образовании». Направление позволит будущим учителям понять, как современные технологии помогают обучать детей, познакомят с основными инструментами. Благодаря этому цифровизация в школах будет проводиться легче, быстрее, эффективнее.

Университеты, как и колледжи, активно пользуются сервисами для видеозвонков, различными LMS, пакетом «Мой офис». Цифровизация вузов сегодня в первую очередь призвана развивать процесс сбора данных об учебных заведениях, научных учреждениях, внедрять информационные системы и формировать в университетах команды по цифровой трансформации.

Где и как купить оборудование для создания ЦОС

Руководители, планирующие внедрение в учебном заведении ЦОС, должны не только располагать на это деньгами, но и знать все нюансы закупки компьютерного и презентационного оборудования.

Во-первых, совместным приказом Минпросвещения и Минцифры № 634/925 от 8.09.2021 года утвержден стандарт оснащения школ по проекту «Цифровая образовательная среда». В нем прописаны требования к компьютерной технике и комплектующим, которые можно использовать для создания ЦОС. В частности:

Во-вторых, компьютерное и интерактивное оборудование согласно РП РФ № 471-р от 21.03.2016 входит в аукционный перечень по 44-ФЗ. Следовательно, если используете бюджетные средства, закупать его можно только на открытом электронном аукционе.

Третий важный момент — описание предмета закупки в извещении о проведении торгов по 44-ФЗ. Наименование и технические характеристики оборудования заказчик обязан брать из КТРУ и приложения к Стандарту оснащения школ по проекту ЦОС.

Центр комплексного снабжения учебных заведений «Ректор» подготовил несколько готовых решений в рамках реализации государственной программы «Цифровая образовательная среда». Вам ничего не придется подбирать самостоятельно. Все оборудование, комплектующие, программное обеспечение соответствуют требованиям стандарта и коннектят друг с другом. Также мы можем сформировать индивидуальный пакет оборудования в зависимости от ваших потребностей.

Читайте также:  Как пользоваться порталом госуслуг

Недостатки цифровых систем

Внедрение цифровых инструментов может привести к отрицательным последствиям. Один из них — плохая социализация. Особенно это касается школьников. Компьютеризация образования может стать причиной того, что дети станут меньше общаться, взаимодействовать друг с другом. В результате они станут хуже социализироваться, а это нарушает психологическое развитие личности.

Не исключены и проблемы с физическим состоянием детей. Длительное пребывание у экрана компьютера, недостаток движений, постоянная работа с клавиатурой, — все это приводит к ухудшению здоровья. Так, снижается зрение, неправильно развивается опорно-двигательный аппарат, ухудшается мелкая моторика.

Наконец, может пострадать педагогика как явление. Учителей частично заменят компьютерные программы, а ученики станут больше заниматься самостоятельно. Есть мнение, что множество педагогов потеряют работу.

На самом деле все эти недостатки нельзя назвать абсолютно точными — это только гипотезы. Должно пройти много лет, чтобы стало понятно, как именно компьютеризация повлияла на образовательный процесс. К тому же, если правильно организовать работу, негативных последствий удастся избежать. Например, параллельно с цифровым обучением вводить дополнительные уроки, где ученики много двигаются. Восполнить недостаток общение поможет работа в группах. А роль преподавателя при самостоятельном обучении становится более важной: у учащихся появляются вопросы, что-то нужно разъяснить, и здесь учителя не заменит никакая программа.

В России появятся сервисы с цифровым контентом для школ

В России создадут сервисы, которые откроют доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту школам и колледжам, а также детским садам и учреждениям дополнительного образования. Такой информацией 24 октября 2023 года поделились в пресс-службе депутата ГосДумы РФ Антона Немкина.

В первую очередь, такие сервисы помогут планировать траектории обучения и развития ребенка. Кроме того, с их помощью учителя и воспитатели смогут подбирать контент в соответствии с рабочей программой. Также будет лучше работать и обратная связь с родителями.Вручены награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях

Для педагогов допобразования сервисы с качественным цифровым контентом — возможность разнообразить форматы проведения занятий в кружках и секциях при помощи верифицированных материалов.

Дети действительно значительно легче воспринимают информацию онлайн, так как это привычная для них среда, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

«При этом организовать процесс обучения при помощи цифрового контента нелегкая задача, нашим педагогам нужна помощь и поддержка в развитии этого направления. Одна из главных задач работы, которая ведется в этом направлении — усиливать традиционные формы образования, при этом развивая качественное, безопасное, образовательное пространство. Доступ к нему и к верифицированному электронному образовательному контенту сегодня должны иметь все — в том числе дети-инвалиды и дети, которые живут труднодоступных и удаленных местностях», — подчеркнул депутат.

При этом более чем актуальной остается проблема обеспечения безопасности таких сервисов в цифровой среде, добавил Немкин.

«Аккумулированный в одном месте контент для детей, который пройдёт верификацию специалистов, быстро станет приманкой для хакеров. Ведь внедрившись на такую платформу они получат возможность распылить деструктив и там. Поэтому такие сервисы должны иметь многоуровневую защиту, а преподаватели, которые используют материалы в своей работе, — никогда не терять бдительность и заранее тщательно изучать контент, с которым они планируют познакомить молодое поколение», — заключил парламентарий.

Этапы цифровизация образования

Компьютеризация в России прошла несколько этапов:

Отдельно нужно сказать, что третий этап полностью изменил организацию и цели учебного процесса. Одна из главных задач теперь — научить пользоваться компьютером, сервисами. Это связано с тем, что информационные технологии сопровождают человека повсюду. Так, чтобы записаться к врачу или поменять паспорт, не нужно идти в поликлинику или МФЦ — достаточно сделать пару кликов на «Госуслугах».

Изменились педагогические методы. Занятия, на которых активно используют электронные учебники и платформы, значительно отличаются от традиционных. Так, дети большую часть занятия добывают информацию самостоятельно: учитель их только направляет.

Трансформация учебного процесса затронула и онлайн-курсы. Многие предпочитают учиться в интернете, а не посещать офлайн-занятия. Это намного удобнее: не нужно никуда ехать после работы, заниматься можно дома со смартфона в любое время.

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Тренды цифровизации в современном образовании

В 2023 году есть несколько тенденций в цифровом образовании:

Реализация этих трендов возможна как в школах или университетах, так и на онлайн-курсах. Если хотите внедрить их, а также эффективно использовать возможности цифрового образования, воспользуйтесь Skillspace. Это платформа для создания и продвижения онлайн-школ. Здесь можно запустить любое обучение — от курсов программирования до тренингов личностного роста. А благодаря простым шаблонам и удобным инструментам сделать это можно даже без опыта.

Плюсы цифровизации

При классическом обучении нельзя «настроить» образовательный процесс персонально для каждого ученика. Поэтому в классе или группе появляются отстающие. Цифровые технологии в образовании позволяют скорректировать программу по способностям и скорости каждого ученика. Например, если есть платформа с записью уроков, можно в любой момент вернуться к сложной теме и изучить ее еще раз.

Развитие навыка самообучения

При применении цифровых образовательных инструментов студенты учатся добывать знания самостоятельно. Они ищут информацию, анализируют ее, отсеивают ненужное, выделяют главное. Иными словами, цифровое обучение дает удочку, а не рыбу: студенты учатся учиться. Такой подход не просто помогает получить знания, но и развивает когнитивные способности, критическое мышление, самостоятельность, навыки работы с информацией. Также это способствует позитивному отношению к образованию.

Высокая мотивация к учебе

Студенты, которые пользуются современными средствами обучения, больше вовлечены в образовательный процесс. Это связано с тем, что материал подается в более интересном и удобном формате, его легче освоить, чем при традиционном подходе. Например, ученик охотнее изучит презентацию с графиками, рисунками, короткими описаниями, чем прочитает параграф из учебника.

Возможность объяснить сложные вещи

Цифровые технологии в образовании открывают новые возможности для обучения. Так, если раньше строение солнечной системы можно было показать только на макетах или картинках, то сейчас есть подробные видео, где наглядно показаны даже мелкие детали. А онлайн-курс — это не только видео и текст, но и интерактивные тесты, элементы геймификации.

Простая проверка знания и отчетность

Оценивать учеников очень просто: есть специальные платформы, на которых можно выполнить задания с автоматической проверкой. Преподавателю не нужно подсчитывать результаты вручную: как только ученик выполнит работу, в личном кабинете учителя появится отчет.

Для курсов тоже можно создать любой формат проверки знаний — от тестов до развернутых ответов. Например, платформа Skillspace помогает формировать задания по шаблону. Можно активировать автоматическую проверку, и не придется тратить время на просмотр тестов.

Выгодный формат

При применении цифровых технологий не нужно покупать учебники, тетради, дополнительные пособия, канцелярские принадлежности. Весь учебный материал есть на одной платформе, здесь же ученики выполняют домашние задания.

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна