Цифровизация школ в россии

Сравнение цифровизации и цифровой трансформации в образовании

Цифровизация образования – процесс внедрения цифровых технологий в учебный процесс для улучшения эффективности обучения и поддержки учебного процесса. Это может включать в себя использование электронных учебных материалов, онлайн-тестирование, использование учебных платформ и многие другие технологии.

С другой стороны, цифровая трансформация образования – это более глубокий и комплексный процесс, охватывающий не только внедрение технологий, но и изменение образовательной парадигмы, методов обучения, оценки результатов обучения и даже культуры учебного заведения.

Вызовы цифровой трансформации

  1. Изменение запросов к системе образования: Современные учащиеся требуют новых подходов к обучению, адаптированных под цифровую среду, в которой они живут.

  2. Изменение образовательных результатов: Цифровая среда требует новых навыков и подходов к обучению, что влияет на результаты обучения, которые должны быть оценены и адаптированы под новые требования рынка труда.

  3. Изменение общественных отношений: Цифровая трансформация образования также влияет на взаимодействие учащихся, преподавателей и администрации учебного заведения, требуя новых форм коммуникации и сотрудничества.

Главные отличия между цифровизацией и цифровой трансформацией

Цифровизация образованияЦифровая трансформация образования
Внедрение цифровых технологий и инструментовПреобразование образовательной парадигмы и методов обучения
Оптимизация учебного процесса и эффективность обученияАдаптация к изменяющимся требованиям рынка труда и общества
Фокус на использовании технологийФокус на развитии цифровых навыков и критического мышления

Заключение

Таким образом, цифровая трансформация образования является намного более сложным процессом, чем простая цифровизация. Для успешной цифровой трансформации необходимо не только внедрить технологии, но и изменить образовательные методы, результаты и культуру учебного заведения. Это позволит не только улучшить обучение, но и подготовить учащихся к жизни в цифровом мире.

Выпуск подкаста Расписание на послезавтра с гостем Иваном Карловым доступен для прослушивания на платформах Spotify, Apple Podcasts и Яндекс.Музыка.

Цифровая трансформация в системе образования: вызовы и перспективы


В современном мире скорость изменений значительно выросла. Новые технологии появляются все быстрее, что требует специалистов постоянно обновлять свои знания, чтобы оставаться востребованными. В этой связи, система образования играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов.


Вызовы для системы образования:

  1. Изменения в рынке труда: Со становлением новых технологий, структура профессий постоянно меняется, требуя от специалистов адаптации.

  2. Доступность информации: Развитие интернета дает возможность получения знаний практически каждому, что меняет роль школы и учителя как источника информации.

Цифровая трансформация в системе образования:

Мы находимся на перепутье, где цифровая трансформация становится необходимостью. Исследователи выделяют три основных этапа этого процесса:

Оцифровка:

  • Переход от бумажных носителей к электронной версии материалов.

Цифровизация:

  • Автоматизация образовательных процессов через развертывание электронных систем.

Цифровая трансформация:

  • Изменения в самом образовательном процессе, а не только в его носителях.

Текущий этап цифровой трансформации:

На глобальном уровне и в России мы находимся на рубеже между цифровизацией и цифровой трансформацией. Появление новых подходов к обучению и развитие новых технологий позволяют нам переосмыслить образовательные процессы и подготовиться к будущему.


Важно понимать, что успешная цифровая трансформация в образовании требует не только внедрения технологий, но и изменения самого образовательного процесса. Только так мы сможем эффективно подготовить новое поколение специалистов к быстро меняющемуся миру.

Уровни цифровизации в образовании

Очень сложно сказать, потому что, на самом деле, это зависит от каждой организации. Мы анализируем множество школ, колледжей, и университетов и видим, что есть организации, которые только в начале пути, и есть такие, которые уже уверенно на третьем уровне цифровизации.

Этапы цифровизации

УровеньОписание
ПервыйНачало процесса автоматизации основных задач
ВторойБолее значительная автоматизация процессов
ТретийПереосмысленное управление и образование

Что делать на начальных этапах?

Для тех, кто только начинает цифровизацию, важно помнить, что изменения должны решать конкретные проблемы организации. Цифровизация — это не цель сама по себе, а лишь средство для улучшения качества образования.

Этапы цифровизации

  1. Убедиться, что изменения необходимы и оправданы.
  2. Определить конкретные проблемы, которые необходимо решить.
  3. Изучить опыт успешной цифровизации в других организациях.

Цифровизация как инструмент

Когда речь идет о цифровизации, важно помнить, что целью всегда должно быть улучшение качества образования. Разные учреждения могут ставить перед собой разные цели, но важно использовать цифровые инструменты для достижения конкретных результатов.

Примером технологии, использующей цифровизацию для решения проблем, является дистанционное образование, которое стало особенно актуальным в период пандемии. Это показывает, что цифровизация — это не просто мода, а способ решения реальных проблем образования. Результаты цифровизации всегда должны быть ориентированы на улучшение образовательного процесса.

Развитие технологий в образовании

Какие сценарии развития цифровых технологий сейчас существуют для российского образования? От чего и, в первую очередь, от кого зависит то, какой сценарий воплотится?

Если мы говорим про развитие цифровых технологий в связи с образованием, мы понимаем, что развитие технологий в образовании — это зеркало развития технологий в целом. То есть если сейчас наблюдается взрыв в развитии технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополнительной реальности, это значит, что, пусть и с некоторой задержкой, но различные решения на основе этих технологий начнут приходить и в образование. Потому что технологии дают новые возможности в образовании.

Можно выделить три ключевых технологии, у которых мы видим высокий потенциал. Искусственный интеллект, про который уже говорили, иммерсивные технологии — виртуальная, дополненная и смешанная реальность, и технология интернета вещей. Все эти три технологии имеют достаточно хороший задел в образовании.

От кого зависит, какую технологию мы будем использовать? Во-первых, от регулятора, во-вторых, от конкретной образовательной организации, потому что каждая из них может взять и начать использовать те или иные решения в своей деятельности. Например, задействовать и очень хороший эффект получить от использования виртуальных очков на уроках по естественно-научным предметам. Или от конструкторов на основе интернета вещей для обучения дисциплинам stem — это тоже дает очень хороший образовательный эффект. Есть же не только платформенные интернет-решения, а широкий перечень вариантов. И сценарий зависит всегда от тех, кто организует учебный процесс.

Оснащение школ оборудованием

Только оснащением школ таким оборудованием, как устройствами интернет вещей или очками виртуальной или дополненной реальности и так далее, проблема не решится?

Естественно, не решится, потому что цифровая трансформация — это изменение. Для того, чтобы выстроить новый процесс вокруг виртуальных лабораторий, чтобы, например, заработали роботизированные наборы LEGO, нужно сам образовательный процесс изменить. На традиционном уроке, который действует фронтально — учитель рассказывает, а школьники должны записывать — нет места ни LEGO-тренажерам, ни виртуальным лабораториям. Они предполагают другой формат работы, более активную позицию учащихся, которые должны с этим работать, должны в том числе самостоятельно проводить эксперименты и так далее. Это вопрос новой дидактики, которая предполагает активное использование тех возможностей, которые нам дают все эти цифровые технологии и решения.

Ответственность при принятии решений

Получается, есть разные уровни ответственности при принятии тех или иных решений? Что может сделать директор школы, а что – учитель? Или это должно идти сверху?

Здесь все зависит от самого решения. Понятно, что определенные практики цифровизации, цифровой трансформации урока, может реализовать даже учитель в своей деятельности. Для этого есть большой пул решений, которые он может брать, использовать, у него есть множество примеров. Что касается директора, здесь ситуация, наверное, чуть-чуть сложнее. На уровне школы доступно большее количество решений, но в моей практике нет опыта, когда один директор решил что-то изменить и все изменилось. В школе должна сформироваться команда, ядро, которое действительно проработает определенное решение. Так оно станет уже более серьезным — не в рамках одного учителя, одной дисциплины, одного урока. Это должны быть системные решения, новые практики, может быть, проектные. Но в то же время они могут быть реализованы на уровне школы.

Если мы говорим глобально, — о платформах на основе искусственного интеллекта, например — здесь просто ресурсов школы может быть недостаточно. Если мы взглянем на другую линию образования, например, на высшее, то мы увидим, что университеты в силах самостоятельно реализовывать подобные решения, потому что они более масштабные и автономные в своих действиях, у них больше ресурсов. Поэтому про ведущие университеты, которые достаточно серьезно продвинулись, мы можем говорить, что даже если они еще не слишком уверенно стоят на третьей ступеньке, все же там подобные решения могут быть реализованы на уровне отдельных организаций.

Можете примеры привести?

Их достаточно много. С точки зрения конкретных решений на уровне организаций, есть очень интересный пример у коллег из Томского политеха, которые сделали на основе технологии виртуальной реальности модель своего атомного реактора для того, чтобы студенты, которым предстоит учиться работе на реакторе, первое время могли тренироваться на модели, чтобы у них сформировались необходимые навыки. У нас много примеров, я даже сейчас не хочу выделять никого конкретно, потому что это порядка десятка ВУЗов, у которых уже на разных дисциплинах, на разных факультетах работают системы адаптивного обучения на основе искусственного интеллекта. Как правило, это касается математики и английского языка. Математика и английский язык — это то, что изучают все, вне зависимости от направления подготовки. Здесь цифровых следов гораздо больше: это системы персональной выдачи заданий в зависимости от уровня подготовки, пробелов в знаниях — все эти все решения работают.

Читайте также:  Как ребенку бесплатно посещать кружки и секции в омске

Внутри ВУЗов есть компетенции для разработки технологий, есть массивы данных. Конечно, на уровне школы такую систему реализовать сложно, поэтому вопросы общего образования решает регулятор, который должен инициировать и поддерживать подобные решения.

Какие трудности вы бы могли назвать в текущем цифровом переходе?

Первое, что хочется назвать, что еще не до конца осознали, — что цифра не даст того эффекта, который от нее ожидают, если мы не изменим свою деятельность. Многие решения, например, персонализация образования, не дадут ожидаемого эффекта, если мы не перестроим весь учебный процесс. Так LEGO и будут пылиться, а купленное дорогое оборудование в ВУЗе будет стоять, и никто его не будет включать, потому что оно не интегрировано.

Что делать с цифровыми староверами, которые хотят все запретить? Как с ними работать? Много ли таких людей?

Кого мы понимаем под «староверами»? Это те, кто не знаком и не готов использовать технологии, или те, кто хорошо знает технологии, но не использует их или не всегда их использует? Я, например, себя отнесу ко вторым. Меня считают человеком, который всегда «топит» за цифровые технологии, но на самом деле в своей деятельности как преподаватель я их очень аккуратно использую, только если я понимаю, зачем мне та или иная технология нужна. Но если я вижу, что мне здесь лучше работать без технологии, я буду работать без нее.

Если же мы говорим про тех, кто не знаком с ними, и из-за этого боится и не готов использовать технологии, то их долю оценить очень сложно. Понятно, что, во-первых, их число стало сильно меньше, чем было лет пять назад. Все-таки пандемия для нас стала в этой части революцией цифровизации, она сняла первичный барьер страха человека подойти к компьютеру, и мы видим, что большинство педагогов сейчас уже обладают минимальными цифровыми навыками. Электронным журналом пользуются фактически все, какими-то еще инструментами, например, презентациями в PowerPoint —большинство учителей.

Как сочетаются цифра и урок в вашем понимании, и как будет трансформироваться классно-урочная система в свете наших вызовов, новых требований рынка к образованию и вообще всех изменений, про которые мы сегодня говорим?

Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда цифра дает нам возможность, если не реанимировать, то выйти на новый виток тех персонализированных моделей, которые во многом были и раньше. То есть цифра не создает ничего нового, она просто дает возможность реализовать некоторые вещи, которые было трудно воплотить в аналоговом мире, снизить «цену» этих вещей.

В современных университетах, которые у себя внедряют модель индивидуальных образовательных траекторий, произошла революция с точки зрения организации, потому что у них пропала учебная группа. Их просто нет. У студента расписание такое, что на первую пару он пошел с одной группой, на вторую — с другой, на третью — с третьей группой. Это не индивидуальное образование, ты каждый раз работаешь в группе, но в силу того, что у тебя одна траектория, у твоего друга — другая, у кого-то третья, то вы постоянно так плаваете. В чем тут сложность? Кто работает в системе образования, особенно в управлении процессом образования, знает, как сложно бывает составить расписание на три класса в параллели. А теперь попробуйте вместо трех классов составить 90 расписаний, состыковать их, обеспечить, чтобы не было никаких дырок и окон в расписании. Это очень сложно, и здесь цифровые технологии дают решение. Цифровая платформа позволяет учесть большое количество факторов, оптимизировать и выстроить все, чтобы было максимально эффективно.

Какое будущее ждет Edtech в России?

Говоря про будущее развитие, Edtech нельзя рассматривать как нечто единое и монолитное. В нем есть несколько сегментов. Причем я бы разделял их не на компании, а на те продукты, которые они представляют, конкретные платформы. Потому что одни и те же компании могут делать какие-то курсы для взрослых, и это одно, а также что-то для школ, и это совсем другое. Одна компания может производить разные продукты, которые сделаны для разных сегментов. Есть консенсус, что Edtech не является конкурентом формальной системе традиционного образования. Мы видим, что он лишь хорошо дополняет. Он производит те продукты, которые нужны в системе образования. Например, школа не способна самостоятельно сделать платформу адаптивного обучения, у нее нет для этого ресурсов. Edtech-компания может это сделать и предложить школе свой продукт, и в этом смысле происходит симбиоз.

При взаимодействии с ВУЗом, где, казалось бы, уже может быть конкуренция, мы сегодня видим сверхуспешные кейсы, когда Edtech-компании и ВУЗы делают совместные образовательные программы, и происходит очень хорошее дополнение. С одной стороны, мы видим образовательные организации, которые дают хороший фундамент. Никакая EdTech компания (у нее просто другой принцип работы) не даст такой хороший фундамент, такую хорошую базовую подготовку, какую дает образовательная организация. Это можно сказать и про школу, и про ВУЗ. Но партнерство с Edtech позволяет им очень быстро адаптировать свою образовательную программу под меняющуюся специфику рынка. Например, есть магистерская программа, и, если ВУЗу сложно изменить в ней какие-то вещи, это берет на себя Edtech, который может очень быстро, буквально в течение нескольких недель оптимизировать курс, ввести новые инструменты. Все это позволяет объединить хороший фундамент, который дает образовательная организация, с актуальным доступом к практическим, рыночным вещам. В этом смысле все очень хорошо.

А тот сегмент Edtech, который работает на дополнительное образование школьников и взрослых, делает это напрямую с людьми — то, что называется B2C. И здесь системе образования они выступают конкурентами, потому что школьник может пойти в кружок, который предлагает школа, а может пойти на платформу Edtech. То же самое и со взрослыми: человек может пойти на курсы ДПО в университет, а может — на онлайн-площадку. Мы видим, что системе образования очень тяжело конкурировать с таким гибким и активным бизнесом. Поэтому я думаю, что у Edtech, может быть, и не будет какого-то взрывного роста, но точно будут стабильные позиции, потому что у них есть четкая и понятная роль. На их услуги точно будет запрос и по тем, и по другим сегментам.

Насколько они могут стать локомотивами для образовательных организаций? Могут ли они своими продуктами мотивировать школы и ВУЗы развиваться?

Если мы говорим про общее образование, то подобные решения будут трансформировать и стимулировать школы к изменению. Но в высшем образовании немного другая ситуация. Там скорее может стимулировать то, что если ВУЗ не трансформируется, не начнет перестраиваться, то он может проиграть конкуренцию в профессиональной подготовке. Мы видим, что по ряду направлений, особенно в IT, компании-разработчики уже убирают требование наличия высшего образования у кандидатов. Они говорят, что сертификата хорошей онлайн-платформы из лидеров рынка достаточно, чтобы мы понимали, что этот человек нам подойдет в качестве разработчика. ВУЗ находится внутри этой конкуренции, поэтому он вынужден двигаться и меняться.

Пик популярности онлайн-обучения пришелся на пандемию COVID-19, а после ее окончания оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Неудивительно, что интерес к технологиям в обучении только растет, а новые цифровые методы стирают ранее непреодолимые барьеры в образовании.

Для того, чтобы понять, какие горизонты цифровые технологии открывают в образовании сейчас, эксперты Института образования при поддержке информационно-коммуникационного образовательного сервиса Сферум провели анализ литературы, опрос и интервьюирование учителей и экспертов, а затем подготовили ряд информационных материалов с рекомендациями для учителей и практиков.

Здесь мы рассмотрим 3 аспекта погружения цифровых технологий в жизнь учителей российских школ: факторы их благополучия, коммуникации в образовании с использованием цифровых инструментов и технологическую готовность.

Основная задача учебного профиля Сферум в VK Мессенджере состоит в том, чтобы эффективно дополнять образовательный процесс. С помощью цифровых инструментов педагоги могут значительно упростить свою работу, при этом сделав учебу более интересной и увлекательной для своих учеников. Мы уделяем большое внимание развитию в нашей стране цифровой образовательной среды, и исследование Института образования позволило всесторонне изучить вопрос внедрения технологий в школах.

Что мы узнали о роли технологий в работе и жизни педагогов

Учителя отмечают значительное проникновение технологий в образовательную среду и возрастание роли технологий в своей повседневной практике.

После перевода обучения в дистанционный формат в период пандемии COVID-19 образование перестало быть нецифровым. 96% педагогов еженедельно используют в своей профессиональной деятельности компьютер, 90% телефон, 82% электронный журнал, и 31% — интерактивную доску.

Цифровизация образования – это больше, чем дистанционное обучение. Цифровизация – это гораздо шире, это цифровые инструменты, которые ты используешь в классе, это VR и AR, компьютерные игры, виртуальные лаборатории, современный учебный контент, то же информационно-технологическое сопровождение, которые можно использовать.

Две трети учителей регулярно пользуются интернетом для поиска материалов к урокам и подготовки презентаций. Менее половины опрошенных пользуются услугами электронных платформ, при этом чаще именно для назначения полноценных домашних работ (41%), а не в качестве «источника материала» на уроках или в домашних заданиях (20%). Большинство сервисов, на которых возможно назначение домашних работ ученикам, имеют функцию автоматического оценивания и выставления оценок за задания закрытого типа, поэтому создать такую «домашку» для класса удобнее, чем набирать отдельные задания из разных источников.

Читайте также:  Детское единое пособие в 2024 году

Цифровизация школ в россии

Несмотря на то, что сейчас большинство школ работают в «оффлайн» режиме, оказалось, что такой формат удобен для разных ситуаций, от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до обеспечения образовательного процесса в отдаленных регионах или в случае ухудшения погодных условий.

Во время пандемии всем пришлось достаточно резко столкнуться с необходимостью учиться новому, и не всегда процесс проходил комфортно и эффективно для учителей. Сейчас же, когда у педагогов появилось время «выдохнуть» и более плавно и осознанно работать с технологиями, они рады и учиться , и учить друг друга.

Мы видим, что в разных школах были разные стратегии «совладания» с пандемией, и это очень сильно про горизонтальность. Остались ли учителя один на один с этими технологиями? Нужно ли бы было им «спасать» коллег и вести за собой? Или был кто-то, кто им помогал в этом, неся огонь, как Прометей?

Что говорят учителя

«Постоянно делишься своими наработками, потому что есть люди, которые даже не знают, что такое может быть. Я даже директору сказала: “Ничего не знаю, август будет, августовское совещание, я выступаю”. «Тебе сколько времени нужно?” говорит. Я говорю: «Час минимум, и поверьте, он пролетит мгновенно.»

Учительница физики, Кемерово

Коммуникация учителей с родителями с распро­стр­анением мессенджеров стала отдельной большой задачей

При этом очень важно устанавливать правила коммуникации, в том числе временные рамки, так как учителя сталкиваются с нарушением их личных границ. Кстати, в VK Мессенджере предусмотрена возможность разделить личную и рабочую коммуникацию через создание специального учебного профиля.

Что говорят учителя

В то же время с момента пандемии со стороны родителей также возросла потребность в таком общении.

Многим родителям было некуда деться от детских уроков во время дистанционного обучения. Они иногда вынужденно, иногда по собственному желанию присутствовали на занятиях и увидели, как учителя ведут себя, чему они учат и насколько разбираются в цифровых технологиях. С другой стороны, учителя тоже увидели, в каких условиях живут и учатся дети. Все участники образовательного процесса оказались ближе, чем они привыкли и планировали.

Цифровизация школ в россии

Суммарно на проведение и подготовку к урокам у учителей в среднем уходит 31 час в неделю. Еще 8 часов — на внеурочную нагрузку и 7 — на административную, а проверка домашних работ занимает около 6 часов в неделю. На общение с родителями, учениками и коллегами учителя тратят чуть более 7 часов в неделю, при этом 6 из них проходит в дистанционном формате. Такой формат может позволить учителям общаться в более удобной обстановке, например, в транспорте по дороге на работу, или собирать онлайн-родительские собрания вместо того, чтобы оставаться в школе до позднего вечера.

При такой загрузке просто необходимо обратить технологии «на службу» учителя: 55% учителей отметили, что технологии позволяют им эффективнее справляться с большим количеством дел, а 57% считают, что цифровые инструменты позволяют им лучше организовать повседневную жизнь.

Технологии освобождают и позволяют начать новое

Не следует относиться к благополучию учителя как к чему-то само собой разумеющемуся. Этот такой же организационный процесс, о котором надо комплексно думать всей школьной команде.

Мы много думаем про то, как поменяется образование и как внедрение «цифры» может изменить к лучшему образовательный опыт детей. И это правильно. Но если эти изменения не будут учитывать то, как уже сегодня работает педагог, и что «цифра» меняет с точки зрения отношений между учителем и администрацией школы (например, большую поднадзорность), учителем и родителями учеников (давление завышенных ожиданий и требований родителей), то такие инновации могут вредить учителю и быть им проигнорированы. Про это важно думать, внедряя новую технологию, потому что нужно беречь учителей — что не отменяет требовательности к ним.

Резюме

Спустя три года активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс можно отметить широту этого внедрения на фоне недостаточной его «глубины». При этом учителя, вопреки часто озвучиваемому мнению об их сопротивлении технологиям, готовы обучаться более осознанному и эффективному использованию технологий не только для работы с учениками, но и для повышения своего профессионального благополучия.

Методология

Для того, чтобы ответить на вопросы исследования, эксперты Института образования провели обширный обзор мировой научной литературы, изучили лучшие практики в данной области, а также в апреле-июне 2023 г. провели опрос 3328 учителей из разных регионов России и серию интервью с экспертами и учителями.

Наши исследования

Некоторые сторонники видят в ней революционное изменение, способное повысить эффективность обучения и предоставить равные возможности для всех учащихся.

Однако другие критики опасаются, что цифровизация может привести к потере человеческого фактора и ухудшению качества образования.

Давайте разбираться вместе.

Преимущества цифровизации образования

1. Расширение доступа к образованию

Цифровизация образования преодолевает географические и социальные барьеры, позволяя учащимся получать образование вне зависимости от своего местоположения. Виртуальные классы, онлайн-курсы делают знания доступными для всех, даже для тех, кто ранее не имел возможности получить качественное образование.

Запись вебинара

Как пройти обучение в зарубежной онлайн-школе из России?

Перейти

2. Индивидуализация обучения

Цифровые технологии позволяют создавать персонализированные образовательные программы, учитывая специфические потребности и скорость обучения каждого ученика.

3. Развитие новых навыков

Цифровые технологии играют важную роль в формировании таких компетенций, как грамотность в IT, критическое мышление, сотрудничество и коммуникация.

Виртуальные классы и онлайн-курсы позволяют учащимся развивать навыки самоорганизации, самодисциплины и управления временем.

Молодые люди могут самостоятельно планировать своё обучение, выбирать интересующие их предметы и изучать материалы в темпе, соответствующем их индивидуальным потребностям.

4. Расширение доступа к специализированным знаниям

Ученики могут общаться с преподавателями и школьниками из разных регионов, обмениваться опытом и взаимодействовать в глобальном образовательном сообществе. Это способствует развитию межкультурного понимания, расширяет кругозор и помогает учащимся развивать межличностные навыки.

5. Экономия семейного бюджета

Цифровизация образования освобождает родителей от ежегодной покупки тетрадей, учебников, дневников и прочей канцелярии. Все учебные материалы и пособия учащийся получает из интернета. Конечно, для успешной работы понадобится постоянный доступ к мировой сети, ноутбук или планшет хорошего качества.

6. Приучение к самостоятельности

Переход на онлайн-обучение предполагает, что учащийся большую часть времени будет обучаться самостоятельно. Это, безусловно, большой плюс в развитии молодого человека, который осознанно получает образование. Самостоятельность – одно из важных навыков, которое поможет в дальнейшей жизни достигать поставленных целей и следовать им.

Персонализированный подход в обучении. Как его организовать?

Перейти

Помимо очевидных преимуществ, цифровизация таит в себе и некоторые минусы

1. Низкая социализация

Когда учащийся приходит в учебное заведение, он получает не только знания и навыки, но и обретает друзей, учиться работать в коллективе и выстраивать отношения. Электронная система обучения значительно снижает уровень живого общения.

2. Низкая физическая активность и слабое здоровье

Цифровизация предполагает, что большую часть времени ученик находится в сидячем положении и постоянно смотрит в экран. От этого в первую очередь страдает осанка, зрение, меняется мелкая моторика.


Тем не менее цифровизация – это реалии сегодняшнего дня. И хотим мы этого или нет, но придётся с этим жить и нам и нашим детям. Прогресс остановить невозможно.

Да и мы уже настолько привыкли к цифровизации во всех сферах жизни, что вряд ли захотим вернуться к прежней жизни.

Интернет в школах

Основная статья: Интернет в школах

Путин поручил провести высокоскоростной интернет в российские школы

Президент России Владимир Путин поручил провести высокоскоростной интернет в российские школы. Об этом глава государства сообщил 20 февраля 2024 года на совещании по реализации программы капремонта школ. Подробнее здесь.

Архангельская область закупает мощные ноутбуки для школ за 87,6 млн рублей

26 января 2024 года контрактное агентство Архангельской области объявило тендер на закупку ноутбуков в рамках федеральной инициативы «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Речь идет о приобретении мощных портативных компьютеров для школ. Подробнее здесь.

Школы Республики Татарстан перешли на обновленную систему «Электронное образование РТ»

С 1 января 2024 года все школы Республики Татарстан начали работать в обновленной системе «Электронное образование Республики Татарстан» — это около 1 млн родителей, 490 тыс. школьников и 36 тыс. педагогов. Подробнее здесь.

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для школ при внедрении цифровых технологий

12 декабря 2023 года Роспотребнадзор обнародовал рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Речь идет об использовании смартфонов, планшетов, персональных компьютеров и средств беспроводной связи.

Для создания локальной вычислительной сети, подключения оборудования к интернету и обмена данными с периферийными устройствами рекомендуется применять системы проводной передачи информации. Вместе с тем при использовании Wi-Fi точки доступа следует размещать в подпотолочном пространстве на фронтальной стене учебных кабинетов и помещений, где необходимо обеспечить устойчивое покрытие беспроводной сетью. Устанавливать Wi-Fi-оборудование в учебных помещениях, на этажах и в отдельно стоящих зданиях для школьников начальных классов и дошкольников не рекомендуется.

Читайте также:  Статистика о количестве школьников в россии в 2023 году

Цифровизация школ в россии

Роспотребнадзор обнародовал рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения

Мобильные средства связи, в частности, смартфоны для образовательных целей не используются. Поэтому их применение в личных целях в образовательной организации допускается только в соответствии с правилами внутреннего распорядка соответствующего учебного учреждения.

При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при выполнении домашних заданий и проектной деятельности, обучающимся рекомендуется использовать настольный компьютер. При работе с ноутбуком его следует устанавливать на подставку, которая обеспечит размещение дисплея на уровне глаз, или подключать к лэптопу дополнительные монитор и клавиатуру.Вручены награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях Цифровизация школ в россии

В России принят закон, запрещающий школьникам пользоваться телефонами на уроках

6 декабря 2023 года Государственная дума приняла закон «о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса». Документ, в частности, запрещает школьникам пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами с SIM-картами на уроках. Подробнее здесь.

В 2030 году у каждого российского учителя будет планшет

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на стратегической сессии Правительства России представил национальный проект «Экономика данных», в рамках которого планируется выделить до 67 млрд рублей из средств федерального бюджета на обеспечение работников социальной сферы планшетами с российской операционной системой. Об этом 27 ноября 2023 года сообщила пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина.

Большая часть средств (порядка 42 млрд рублей) будет направлена на закупку планшетов для школьных учителей. Предполагается, что в течение 7 лет обеспеченность учителей планшетами должна достичь 100%. По мнению создателей нацпроекта, такой подход позволит повысить эффективность учебного процесса. Также ожидается, что до 99% записей на занятиях (например, оценки) будут сразу выставлены в электронный журнал.

По мнению экспертов рынка, на планшетах будет предустановлена отечественная операционная система «Аврора». Также среди предустановленных приложений, прежде всего, будут закрытые мессенджеры, повышающие безопасность устройств. Тем не менее ожидается, что планшеты будут содержать до 60–70% компонентов иностранного происхождения.

Цифровизация позволяет упрощать выполнение многих рутинных задач, тем самым повышая эффективность работы, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

| « | Снижение доли рутинного труда особенно важно в учреждениях социальной сферы, где на первый план, конечно, выходит школа. Еще не так давно все школьники были обязаны вести «физические» дневники, которые время от времени нужно было заполнять, а учителям – их проверять. Это очень монотонный процесс, который, хоть и тренирует усидчивость школьника, но крадет время и ученика, и учителя. Время, которое, например, можно было потратить на прочтение параграфа по физике или на разработку интерактивного урока, если мы говорим про учителя. Нужно понимать, что на одного преподавателя порой приходится до 30 детей, поэтому упрощение даже небольших частей учебного процесса может кратно повысить его эффективность, – сказал Антон Немкин. | » |

| —————————————————— | ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | —————————————————— |

Предоставление учителям планшетов – необходимая мера в условиях как цифровизации, так и повышения качества образовательного процесса, – отметил эксперт.

| « | На ноябрь 2023 года российское школьное образование делает акцент на развитии творческого потенциала и аналитического мышления. Для этого требуется интеграция новых форматов обучения, в том числе интерактивных методик и элементов проектного обучения. Автоматизация учебного процесса в некотором смысле становится фундаментом внедрения новых методик, технической возможностью акцентирования внимания непосредственно на учебе. Кроме того, закупку планшетов необходимо рассматривать и с точки зрения дополнительной поддержки производителей отечественных ОС и разработчиков ПО, – заключил парламентарий. | » |

| —————————————————— | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— | —————————————————— |

Путин поручил выделить средства на улучшение ИКТ-инфраструктуры в школах дотационных регионов

Президент России Владимир Путин поручил правительству выделить средства на улучшение ИКТ-инфраструктуры в школах дотационных регионов. Об этом стало известно 3 октября 2023 года.

| « | | » |

| —————————————————— | | —————————————————— |

Цифровизация школ в россии

Выполнить это поручение необходимо до 15 октября 2023 года. Ответственный — премьер-министр Михаил Мишустин.

Это поручение дано по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 16 августа 2023 года. На том же совещании обсуждалось, что из почти 46 тысяч российских школ только девять тысяч (около 20%) имеют Wi-Fi-доступ к интернету. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), есть ряд примеров, когда к Интернету в школе реально подключён один компьютер, а локальной сети нет. Проблему можно было бы решить установкой Wi-Fi-роутеров во всех школах. По данным ОНФ, к середине 2023 года в 35% школ Wi-Fi нет. Необходима поддержка, особенно сельских школ, для установки внутришкольного Wi-Fi. Владимир Путин поручил заняться возникшими проблемами Минфин и Минцифры.

| « | » |

| —————————————————— | —————————————————— |

Минпросвещения: Все российские школы перешли на отечественное ПО

Все российские школы полностью перешли на отечественное программное обеспечение. Об этом 1 сентября министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил президенту России Владимиру Путину на церемонии открытия новых школ в регионах.

| « | Вы поручали нам и Минцифры полностью обеспечить переход на отечественное программное обеспечение. Задача выполнена, – отчитался Кравцов. | » |

| —————————————————— | —————————————————————————————————————————————- | —————————————————— |

Цифровизация школ в россии

Все российские школы полностью перешли на отечественное программное обеспечение

Глава Минпросвещения отметил, что переходу помог опыт Москвы, Московской области и других субъектов РФ. Также во всех регионах успешно внедрили Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Моя школа». Эта образовательная платформа для учеников, родителей и учителей, созданная Минпросвещения для реализации образовательных программ всех уровней основного образования, позволяет получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам. В электронной библиотеке размещено более 6,5 тысячи образовательных материалов. Планируется, что к 2024 году здесь будут представлены материалы по каждому уроку для всех предметов школьной программы с 1-го по 11-й класс.

В Иркутске создают образовательную платформу, чтобы выявлять одаренных школьников

Преподаватель Института информационных технологий и анализа данных Иркутского национального исследовательского технического университета Юрий Басиров создает образовательную платформу для выявления талантливых детей. Об этом 18 августа 2023 года сообщили в пресс-службе депутата ГосДумы РФ Антона Немкина. Подробнее здесь.

Школьные и публичные библиотеки в России подключают к единой цифровой платформе

2 августа 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с правительством сообщил о подключении школьных и публичных библиотек к единой цифровой платформе. Подробнее здесь.

Минцифры: ГИС ЕГЭ переведут на российские ИТ-решения за 3 года

Государственная информационная система Единого государственного экзамена (ГИС ЕГЭ) будет переведена на российские ИТ-решения в течение трех лет. Об этом 31 марта 2023 года заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе итоговой коллегии Минпросвещения России. Подробнее здесь.

В России запущена ГИС учёта питания школьников

В середине января 2023 года в России была запущена государственная информационная система учета питания школьников. Реализация пилотного проекта началась со средней школы №98 в Красноярске, сообщило региональное Министерство цифрового развития. Подробнее здесь.

Минпросвещения запретило школам обновлять зарубежное ПО

В конце декабря 2022 года стало известно о письме, которое Минпросвещения разослало в адрес региональных органов исполнительной власти, курирующих сферу образования. В нем ведомство указало на необходимость отказаться от обновления зарубежного программного обеспечения из-за возросших рисков кибератак.

Цифровизация школ в россии

Правительство запретило школам обновлять зарубежное ПО

Блокировка трафика из «недружественных» стран — это не решение проблемы: злоумышленники могут зарегистрировать сайт и в России, заявил руководитель направления защиты компании DDoS-Guard Денис Сивцов. Образовательные учреждения могут вместо обновления софта закупать новый, но это займет очень много времени из-за особенностей расходов из бюджета и обязательного конкурса для госзакупок, отметил партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев в разговоре с изданием.

Минпросвещения запретило учителям использовать WhatsApp, Viber, Skype и Google Drive в школах

Минпросвещения РФ запретило учителям использовать WhatsApp, Viber, Skype и Google Drive в школах. Об этом стало известно 17 октября 2022 года.

Как рассказали «Коммерсанту» в министерстве просвещения и науки Хабаровского края и в администрации Курской области, Минпросвещения потребовало от регионов ограничить использование иностранных мессенджеров в рамках образовательного процесса в школах. В регионах уточнили, что министерство направило письмо 26 августа 2022 года, в нем говорилось, что регионы должны «обеспечить апробацию» использования «VK Мессенджера» и учебной платформы «Сферум» (разработана совместным предприятием VK и «Ростелекома»).

Цифровизация школ в россии

Минпросвещения запретило учителям использовать WhatsApp, Viber, Skype и Google Drive

При этом рекомендацию ограничить использование зарубежных мессенджеров получили в том числе и родители, сообщили участники родительских чатов в нескольких регионах. Например, в Нижегородской области учителя рекомендовали родителям «исключить возможность использования иностранных интернет-сервисов» из-за угроз информационной безопасности.

В Минпросвещения сообщили газете, что ведомство рассылало рекомендации не использовать зарубежные мессенджеры, но они касались только работы с государственной системой «Моя школа» и ее компонентами, а не регламентировали сферу и каналы общения родителей. Перевод учителей школ и преподавателей вузов власти задумали еще в 2021 году по программе «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий». Она предполагает развитие сервисов электронной почты, мессенджеров, аудио- и видео-конференц-связи, других цифровых сервисов отечественной разработки.