Интеллектуальная транспортная инфраструктура итс в россии

Разработка ведомственного проекта Цифровой транспорт и логистика

Минтранс совместно с Министерством цифрового развития, АНО Цифровая экономика и Аналитическим центром при Правительстве в рамках государственной программы по развитию транспорта подготовили ведомственный проект Цифровой транспорт и логистика. Об этом в ноябре 2018 года рассказал министр транспорта Евгений Дитрих на совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса с председателем правительства Дмитрием Медведевым.


Минтранс планирует за две недели создать концепцию цифровой транспортной платформы

Объявлен конкурс на создание концепции цифровой транспортной платформы. Целью проекта является разработка концептуальных основ цифровой транспортной платформы как составной части цифровой экономики Российской Федерации. Исполнителю контракта предстоит провести анализ предметной области, определить наиболее рациональные варианты подхода к решению проблемы, выработать предварительные решения.


Образовательно-профориентационный центр Выставка Железно!

Образовательно-профориентационный центр Выставка Железно! был открыт 12 декабря 2014 года в дни празднования 35-летия СТИ НИТУ МИСИС. Созданный как партнерский проект компании Металлоинвест, НИТУ МИСИС и Политехнического музея, центр является многофункциональным экспозиционным, научно-просветительским пространством, где металлургия предстает локомотивом социально-экономического развития общества, неотъемлемой частью мировой технологической культуры.

В увлекательной и доступной форме посетители выставки находят ответ на вопрос как из камня сделать сталь?, знакомятся с особенностями промышленной специфики региона – металлургией и горным делом, а также сферами использования железа человеком.

image

image

image

  • Евсеева Кристина Александровна Инженер 1 категории
  • Киселева Наталия Анатольевна Специалист по профнавигационной работе
  • Ходько Нина Юрьевна

Выставка Железно! в Старом Осколе

Основу выставки составляют подлинные экспонаты одного из старейших мировых музеев науки и технологий — Политехнического музея (г. Москва, основан в 1872 году), которые представлены в трех тематических залах:

  1. Сила
  2. Польза
  3. Красота

Музейные предметы дополнены мультимедиа оборудованием и интерактивными экспозиционными зонами. Посетителям предлагается расширенный междисциплинарный взгляд на историю, технологию и профессиональную специфику разведки, добычи, обогащения металла, производство индустриальных и бытовых изделий.

Творческое осмысление железа

Металлургическая специфика раскрывается в экспозиции в связи с самыми разными дисциплинами, начиная от физики и заканчивая искусством, что дает возможность творческого осмысления значения железа в эволюции человечества.

Функциональное пространство центра включает мобильно изменяемые залы Гараж, Малый кинозал, где проходят лектории, кинопоказы, профтесты, вебинары и другие форматы интеллектуального досуга. Особенностью архитектуры экспозиции является концепция выставки Мой музей, автором которой может стать абсолютно каждый посетитель.

Большой вклад в создание и развитие центра внесла его первый руководитель, доцент, кандидат технических наук Людмила Николаевна Крахт. В работе выставочного центра участвуют преподаватели и студенты (волонтёры) СТИ НИТУ МИСИС.

Профориентационная и социальная функция

Проект представляет современные достижения научно-образовательных технологий и направлен на многоуровневое включение молодежи, работников металлургических предприятий и горожан в обсуждение, проектирование и развитие выставки, формирование региональных и международных событий в Старом Осколе.

ОПЦ Выставка Железно! позволяет раскрыть потенциал металлургических профессий и выполняет как профориентационную, так и социальную функцию.

ИТС в городских агломерациях

ИТС в городских агломерациях

Типовая архитектура ИТС городской агломерации

Типовая архитектура ИТС городской агломерации

Автоматизированная система метеообеспечения работает с 2007 года. На федеральных трассах установлено почти 1 тыс. метеостанций и почти 1,5 тыс. видеокамер. В режиме онлайн отслеживается ситуация на федеральных трассах.

Система оперативного мониторинга

Система оперативного мониторинга включает в себя автоматизированные пункты учета интенсивности движения, их количество достигает 1 тыс. Такие системы используется ситуационным центром Росавтодора. TAdviser и Softline провели исследование Российские СУБД 2023.

Аналитическая система управления транспортным комплексом

Аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК) находится в процессе создания. Она реализуется для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности. АСУ ТК планируется интегрировать со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики.

Государственная информационная система навигации на автомобильных дорогах

Государственная информационная система навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД) находится в процессе создания. ГИС НАД ляжет в основу практически всех навигационно-информационных сервисов.

Информационно-технологические системы на федеральных автотрассах

На федеральных трассах ИТС устроена несколько иначе, чем в мегаполисах. Но использование ИТС, как и в городской черте, позволяет улучшить безопасность движения, повысить грузооборот, пассажирооборот, сократить эксплуатационные затраты на содержание автодорог и т.д.

Ситуационные центры на федеральных трассах анализируют информацию от различных датчиков и камер, постоянно отслеживают количества автомобилей, погодные условия и т.д. На некоторых трассах установлены информационные табло, которые предупреждают водителей о различных неблагоприятных дорожных условиях.

Опыт платных участков на федеральных трассах

Платные участки дорог являются примером хорошей инфраструктуры и эффективного управления движением на федеральных трассах. Наличие аварийных комиссаров, информационных табло и сервисных зон снижает риски аварий и обеспечивает комфортное передвижение для водителей.

Платные дороги в России

Основная статья: Платные дороги в России

АСВГК – часть национального проекта Безопасные и качественные автомобильные дороги

В рамках национального проекта Безопасные и качественные автомобильные дороги создается АСВГК, которая будет обеспечивать эффективную работу систем мониторинга и безопасности на автомобильных дорогах России.

Автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК)


Конкурсы на покрытие сотовой связью

22 октября 2019 года Минкомсвязи объявило четыре конкурса на предоставление субсидий на покрытие объектов транспортной инфраструктуры сотовыми сетями. Эти объекты включают в себя федеральные трассы Р-21 Кола, А-331 Вилюй, А-360 Лена и Р-504 Колыма. Подробнее здесь.

Тестирование сети 5G

18 сентября 2019 года МТС, Huawei и NVision Group, при поддержке Департамента информационных технологий Москвы, провели тестирование технологий умного города на ВДНХ. Это произошло в рамках пилотной зоны 5G. Подробнее здесь.

Единая система мониторинга автобусных перевозок

В 2020 году в России будет создана единая федеральная система мониторинга и контроля автобусных междугородних перевозок пассажиров. Это объявлено Минтрансом с целью повышения качества перевозок для пассажиров, оптимизации затрат перевозчиков и прекращения нелегальных перевозок. Подробнее здесь.

Концепция безопасности дорожного движения

Минпромторг разработал проект концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств. В документе указаны основные термины, классификация транспортных средств по уровням автоматизации, условия выхода на дороги общего пользования и появление новых специальностей. Документ с целью достижения задач федерального проекта Общесистемные меры развития дорожного хозяйства. Подробнее здесь.

Беспилотным транспортным средством Минпромторг предлагает считать высоко- или полностью автоматизированное транспортное средство (ТС), функционирующее без вмешательства человека (в беспилотном режиме). Также в документе приводятся определения автоматизированной системы вождения (Automated Driving System, ADS), высокоавтоматизированного транспортного средства (Highly Automated Vehicle), каршеринга (Carsharing), цифровой модели дороги, райдшеринга/карпулинга (Ridesharing, Carpooling), полностью автоматизированного транспортного средства (Fully Automated Vehicle) и др.

«Швабе» создал экспериментальный образец противотуманного светофора

26 июля 2019 года компания Ростех сообщила, что холдинг «Швабе (Shvabe)» создал экспериментальный образец светофора, который проецирует на воздух лазерную «стену», предупреждающую водителей о приближении к пешеходному переходу на расстоянии до 200 метров. Барьер включается автоматически или программно в условиях плохой видимости. Устройство поможет снизить количество ДТП на регулируемых пешеходных переходах. Подробнее здесь.

Услуги по обслуживанию и ремонту оборудования ИТС

ФГУП «Свэко» стало победителем конкурса Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, обойдя «Ростелеком». По условиям конкурса ФГУП получило право в течение двух лет обеспечивать функционирование интеллектуальной транспортной системы, в состав которой входят 3300 детекторов загруженности дорог, 2254 светофоров, 166 информационных табло и 2059 видеокамер. ИТС была создана компанией «Ситроникс», дочерним предприятием АФК «Система», выигравшим подряд на строительство в 2011 г.

Конкурс на обслуживание и ремонт ИТС был объявлен в апреле 2016 г. Стартовая цена контракта составляла 4,02 млрд руб. «Свэко» предложило выполнить работы за 3,88 млрд руб., «Ростелеком» — за 3,62 млрд руб. В конкурсе также участвовала телекоммуникационная компания «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), предложение которой составило 3,92 млрд руб., наряду с компаниями «Интелин» и «Интеллектуальные системы будущего», которые были согласны выполнить работы за 0,8 млрд руб. и 4 млрд руб. соответственно.

Прогнозы и перспективы интеллектуальных транспортных систем в России

Интеллектуальная транспортная инфраструктура итс в россии

По оценке J’son & Partners Consulting, к 2020 году в России будет почти 43 тыс. подключенных объектов в сегменте ИТС. Крупнейшими по количеству подключений останутся такие периферийные устройства, как комплексы фото- и видеофиксации и детекторы транспорта.

Оценка рынка АСУДД и основные тенденции

В России наиболее развитые системы ИТС/АСУДД внедрены в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано, в первую очередь, с особым статусом этих городов федерального значения, с острой необходимостью решения проблемы перегрузки автодорожной инфраструктуры и снижения числа ДТП.

Так, по данным ГКУ ЦОДД, в настоящее время в составе ИТС города Москвы функционирует:

Одной из основных тенденций в области ИТС/АСУДД является постепенный переход от зарубежного программного обеспечения и периферийного оборудования — к отечественному (импортозамещение).

В частности, с 2014 г. «Автодорцентр» (один из основных партнеров строительного комплекса Москвы в сфере строительства АСУДД) разрабатывает собственное программное обеспечение и параллельно ищет замену импортных элементов – видеокамер, детекторов, светофоров, контроллеров – на отечественные. Для этого компания работает напрямую с производителями этого оборудования.

Читайте также:  В россии закрепили единый статус и льготы для многодетных

В Санкт-Петербурге импортозамещение в области ИТС/АСУДД происходит в области замены отдельных элементов зарубежного производства — дорожных контроллеров, детекторов транспорта и промышленных коммутаторов, а также отдельного ПО (например, модели графа улично-дорожной сети) – на продукты российских разработчиков. В целом доля российской системы «Спектр» по количеству подключенных к этой системе светофорных объектов в мае 2016 г. составляла 87%.

Интеллектуальная транспортная инфраструктура итс в россии

По оценке J’son & Partners Consulting, в России к середине 2016 г. было введено не менее 50 АСУДД в крупных и средних городах и на отдельных участках автодорог федерального значения.

Несмотря на высокие показатели подключенных объектов к АСУДД (до 100% светофорных объектов в отдельных городах), анализ поступающей информации и последующее внесение изменений с детекторов транспорта в режим работы светофорных объектов может осуществляться вручную. Сегодня это значительно снижает ценность таких систем с точки зрения экономии затрат. С другой стороны, переход на полностью автоматизированный сервис требует определенного времени на отработку оптимальных алгоритмов управления, что дальнейшем приведет к уменьшению влияния «человеческого фактора».

В исследовании были проанализированы решения наиболее крупных российских («РИПАС СПБ», «Комсигнал», «Автоматика-Д» и др.) и иностранных (Telegra, Cross и SWARCO) поставщиков АСУДД в России.

Как было отмечено выше, одной из основных тенденций последних лет становится замещение продукции иностранного производства и рост доли отечественных систем. Например, география использования продукции «РИПАС СПБ» включает такие города как Санкт-Петербург (основной рынок сбыта), Москва, Тверь, Ярославль, Краснодар, Сочи, Пермь и другие города. Системы, созданные на базе АСУДД «Микро» (ЗАО «Автоматика-Д»), работают в 6 городах России, в 5 из которых в качестве периферийного оборудования АСУДД используются контроллеры производства ООО «Комсигнал». Всего компания «Комсигнал» реализовала в России 12 действующих систем. Другим достаточно крупным поставщиком является также компания «Элсистар» (АСУДД «Мегаполис»). Среди компаний-поставщиков с постсоветского пространства стоит упомянуть украинскую «Система Сервис» (АСУДД «КОМКОН»).

Кроме того, появляются и новые разработчики. Например, в настоящее время ведутся работы по созданию АСУДД «ВЗГЛЯД».

В условиях экономического кризиса и политики импортозамещения перед российскими поставщиками открылись новые возможности и их доля на рынке будет продолжать расти. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на внедрение продуктов иностранных вендоров.

Например, в Казани оборудование одного перекрестка на базе АСУДД от компании SWARCO (Австрия), в среднем, обходилось в 8 — 9 млн руб. Затраты на оснащение оставшихся перекрестков (светофорных объектов) в столице Татарстана оценивались примерно в 1,3 — 1,5 млрд руб.

Виртуальная реальность смоделирует дорожный трафик

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения жизни людей и условий ведения предпринимательской деятельности одобрила в 2017 году планы мероприятий по четырем направлениям программы «Цифровая экономика», включая направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Программа «Цифровая экономика РФ» создана по поручению Президента России Владимира Путина.

Документ предусматривает создание программного комплекса инструментального контроля диагностического состояния автодорог, предназначенного для сбора, накопления, хранения, консолидации, анализа и интерактивного визуального представления данных о состоянии автодорог, получаемых от различного измерительного-регистрационного оборудования, органов управления и населения.

Целью данного проекта является предоставление возможности передачи заинтересованным организациям полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автодорог, степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требования движения в соответствии с отраслевыми дорожными нормами, а также анализа этой информации и предоставлении отчетности.

Проект решит следующего рода задачи: диагностика и паспортизация автомобильных дорог, оценка транспортно-эксплуатационного состояния, контроль качества выполненных строительных и дорожно-ремонтных работ, определение потребительских свойств и технического уровня автомобильной дороги, измерение геометрических параметров и определение характеристик автомобильных дорог, включая определение дефектов дорожного покрытия.

Основная статья: Виртуальная реальность

Проект безналичной оплаты проезда в Сочи

НИИТС разработал в 2017 году рекомендации для администраций российских городов по эффективному внедрению элементов «умного города» без привлечения бюджетных средств. Удалось разработать рекомендации, при которых возможно монетизовать некоторые из элементов умного города. Рекомендации предполагают объединение в одну инвестиционную программу разных элементов умного города, которые являются привлекательными для частных инвесторов.

НИИТС разработал комплект документов, необходимых для реализации элементов «умного города» за счет частного инвестора в Сочи. Одним из таких элементов является комплексная Интеллектуально Транспортная Система. Документы содержат рекомендации по организационно-правовому и техническому облику ИТС. Оценка размера частных инвестиций в такую систему города Сочи составляет более 380 миллионов рублей, при отсутствии городских расходов.

В соответствии с рекомендациями ИТС включает в себя безналичную оплату проезда в городском общественном транспорте и его диспетчеризацию. Такой комплекс позволит повысить качество предоставления услуг по перевозке пассажиров.

Безналичная оплата повысит эффективность контроля оплаты проезда, обеспечит внедрение гибкой системы тарифов, персонифицированного учета предоставления льгот, повысит собираемость оплаты за проезд, улучшит условия труда работников системы пассажирского транспорта, обеспечит возможность внедрения бескондукторной схемы оплаты проезда. Диспетчеризация обеспечит качество управления движением транспортными средствами, выполняющими пассажирские перевозки в городе, качество составления расписаний и анализа маршрутов, автоматизацию ведения реестра транспортных средств компаний-перевозчиков, анализ данных о скорости движения этих транспортных средств, автоматизацию формирования прогноза прибытия общественного транспорта на остановочные пункты и другие улучшения.

Уникальность концепции НИИТС в том, что ИТС впервые является частью экосистемы города, которая включает комплексное решение: диспетчеризацию и безналичную оплату, привязанную к другим элементам умного города. Традиционные решения по безналичной оплате внедряются в отрыве от целостной системы «умного города».

Следуя разработанным рекомендациям, администрации городов могут за счет реализации одних элементов «умного города», развивать остальные элементы этой экосистемы без привлечения бюджетных средств. На базе ИТС основываются, например, элементы «туристской платформы Сочи». Так, платежное средство безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте становится универсальным. Его можно использовать в том числе для оплаты других муниципальных услуг Сочи, например, пляжей и других туристско-экскурсионных услуг.

ФСБ арестовала главу московского «умного транспорта»

Средства были выделены властями для обслуживания и ремонта интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города, сумма контракта составляет 3,9 млрд руб. Филиппов был задержан по результатам обыска на предприятии и взят под арест на два месяца. Неизвестно, какая именно сумма предположительно была им похищена. Основанием ареста послужила часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса России, которая предусматривает наказание за хищение, совершенное мошенническим образом и в особо крупном размере.

Объем мирового рынка решений для «умных дорог» достигнет к 2022 году $2,6 млрд

Согласно прогнозам исследовательского агентства Research and Markets, объем рынка решений для построения «умных дорог» достигнет к 2022 году отметки в $2,6 млрд с показателем CAGR около 24%. Основным драйвером рынка станут решения, направленные на обеспечения безопасности дорожного движения. Правительства многих стран серьезно озаботились ростом количества дорожно-транспортных происшествий, а информационные технологии позволяют решить данную проблему, отметили в агентстве.

Самым массовым сегментом рынка «умных дорог» являются детекторы транспортных потоков. Аналитики Research and Markets предполагают, что в течение 2016-2022 годов эти датчики продолжат занимать лидирующие позиции на рынке за счет увеличения объемов инвестиций и появления большого количества профильных стартапов.

Simetra внедрила платформу для транспортного планирования и управления во Владимирской агломерации

ГК SIMETRA поставила и внедрила интеграционную платформу в рамках реализации первого этапа проекта по развертыванию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Владимирской агломерации. Решение позволит повысить качество управления транспортными потоками, снизить загруженность главных магистралей в часы-пик, а также, в соответствии с целями национального проекта «Безопасные и качественные дороги», улучшит дорожную обстановку. Об этом Simetra сообщила 15 января 2024 года. Подробнее здесь.

Simetra завершила проект разработки интеграционной платформы ИТС Свердловской области на базе RITM³

ГК SIMETRA поставила комплекс модулей для Единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС) Свердловской области. Модули реализованы на базе цифровой платформы RITM³. Об этом Simetra сообщила 21 декабря 2023 года. Подробнее здесь.

Росатом внедряет в Липецке инновационный цифровой комплекс для городской безопасности

«Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») проводит в Липецке модернизацию и дооснащение программно-аппаратного комплекса выявления и фиксации нарушений. Основная цель проекта – сделать возможным распознавание транспорта в вечернее и ночное время, а также увеличение зоны мониторинга для сбора аналитики при создании безопасных условий для передвижения по автодорогам общего пользования. Об этом компания РИР сообщила 6 декабря 2023 года. Подробнее здесь.

В Курской области впервые установили автоматические пункты весогабаритного контроля

В Курской области впервые установили автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Об этом НПО Интеллектуальные технические системы сообщили 4 декабря 2023 года. Подробнее здесь.

Читайте также:  Учителям в беларуси будут оплачивать проверку тетрадей

В Сургутской агломерации развивают ИТС на базе цифровой платформы RITM³

ГК SIMETRA, совместно с интегратором региона ООО «РемМарк», завершила очередной этап работ по развитию интеллектуальной транспортной системы Сургутской городской агломерации. Об этом Simetra сообщила 20 ноября 2023 года. Подробнее здесь.

«Датапакс» помог провести транспортную реформу в Костроме

Больше 200 детекторов транспорта установили на дорогах Волгоградской области. Об этом 2 ноября 2023 года сообщили в НПО Интеллектуальные технические системы. Подробнее здесь.

В Новосибирской области автобусы оснастили ИИ-видеокамерами для выявления мусора и ям на дорогах

В Новосибирской области автобусы оснастили ИИ-видеокамерами для выявления мусора и ям на дорогах. Об этом пилотном проекте 31 октября 2023 года рассказал министр цифрового развития и связи региона Сергей Цукарь. Подробнее здесь.

Внедрение ИТС в Чебоксарах

Завершены мероприятия по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Чебоксарской городской агломерации. Об этом пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики сообщила 20 октября 2023 года. Подробнее здесь.

«Ростелеком» установил в Дагестане 13 умных пешеходных переходов

«Ростелеком» установил на региональных и муниципальных дорогах Дагестана 13 умных пешеходных переходов, оснащенных автоматизированными светильниками и комплексами фотовидеофиксации. Кроме того, специалисты компании дооснастили системами видеонаблюдения еще пять ранее оборудованных переходов. Решение обеспечивает безопасность пешеходов и соблюдение правил дорожного движения. Умные пешеходные переходы появились в Махачкале, Буйнакске, Каспийске и еще в 11 населенных пунктах районного уровня республики. Работа проведена в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Об этом «Ростелеком» сообщил 12 октября 2023 года. Подробнее здесь.

В ОЭЗ «Алабуга» создали интеллектуальную дорожную инфраструктуру

В особой экономической зоне «Алабуга» Республики Татарстан ФАУ «РОСДОРНИИ» и компания «Казань-Телематика» (входит в концерн «Телематика») создали интеллектуальную дорожную инфраструктуру, обеспечивающую безопасное и эффективное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока на автомобильных дорогах общего пользования. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны на пилотной зоне станут основой стандартов для развития инфраструктуры ИТС и автономного транспорта. Об этом Концерн «Телематика» сообщил 18 октября 2023 года. Подробнее здесь.

Simetra создала транспортную модель Казанской агломерации

SIMETRA разработала "цифровой двойник" Казанской городской агломерации, в которую входит город Казань и шесть прилегающих к нему административных районов. Модель позволит определить и ранжировать мероприятия для эффективного развития транспортной системы региона. Заказчиком работ выступило государственное бюджетное учреждение «Безопасность дорожного движения». Об этом Simetra сообщила 28 сентября 2023 года. Подробнее здесь.

Simetra провела комплексный анализ развития транспортной системы Чебоксарской агломерации

SIMETRA провела комплексный анализ развития транспортной системы Чебоксарской агломерации. Об этом компания сообщила 30 августа 2023 года.

Эксперты проанализировали текущую ситуацию, документы транспортного и градостроительного планирования и выявили основные барьеры и драйверы для развития территории. Эти мероприятия позволят повысить эффективность мероприятий по развитию транспортного каркаса агломерации. Подробнее здесь.

Tele2 разработала ИИ-систему для подсчета пассажиропотока на дорогах России

Российский мобильный оператор Tele2 разработал ИИ-систему для подсчета пассажиропотока на дорогах России. О новом продукте в компании рассказали 14 июля 2023 года. Подробнее здесь.

Мишустин утвердил запуск виртуальных социальных карт

В конце мая 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о запуске виртуальных социальных карт. Эксперимент начался 1 июня 2023 года и продлится чуть больше года. Подробнее здесь.

ГИС для цифровизации дорог стала обязательной по всей России

С 1 марта 2023 года использование Федеральной государственной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС) стало обязательным для всех регионов РФ. Эта цифровая среда, созданная ФАУ «Росдорнии» и модернизированная концерном «Телематика», объединила в себе все сведения о дорожных объектах. Подробнее здесь.

Simetra разработает транспортную модель Казанской городской агломерации

25 января 2023 года компания SIMETRA, центр компетенций в области транспортного планирования, сообщила о том, что разработает транспортную модель Казанской городской агломерации, в которую входит сам республиканский центр и 6 прилегающих к нему районов. Модель — рабочий инструмент, направленный на возможность расчёта различных вариантов развития транспортной системы агломерации на период вплоть до 2040 года. Подробнее здесь.

«Русатом Инфраструктурные решения» и Вологда завершили совместный проект по цифровизации транспортной инфраструктуры

20 января 2023 года компания «Русатом Инфраструктурные решения» сообщила о завершении проекта по цифровизации транспортной инфраструктуры Вологды. Реализацией проекта по формированию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) занимались совместно Администрация города Вологды и АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») на основе муниципального контракта. Это создание современной цифровой инфраструктуры для эффективного управления дорожным комплексом. На январь 2023 года смонтированы все основные элементы ИТС, идет их настройка и тестирование. Подробнее здесь.

Федеральный пилотный проект «Инновационные дороги»

В России стартовал с конца 2012 года федеральный пилотный проект «Инновационные дороги», сообщает «Российская газета». Цели амбициозны: внедрение инновационных технологий должно в несколько раз увеличить качество и долговечность дорог, сократить количество ДТП и уменьшить тяжесть их последствий, обеспечить безопасность и комфорт всех участников дорожного движения. Центром всего проекта станет интеллектуальная система управления транспортом.

Разработана концепция «Инновационной дороги», ее авторы готовят технические задания, после чего будет объявлен конкурс на лучшие разработки. Победители конкурса получат право внедрить свои технические решения на трех пилотных площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. В рамках «Инновационной дороги» протестируют принципиально новое дорожное покрытие, «цифровые» дорожные знаки, лазерную разметку, экономичные лампы городского освещения и светофоры.

Однако наибольший эффект от инноваций на дорогах авторы связывают с внедрением интеллектуальной транспортной системы, которая позволит предотвращать образование пробок и обеспечит безопасность движения. Основа ИТС — непрерывный сбор, обработка и анализ информации о скорости и плотности транспортных потоков, авариях и условиях для движения машин. В рамках пилотного проекта по всей длине тестовых трасс установят множество различных датчиков и камеры интеллектуального видеонаблюдения, а на транспортные средства установят комплексы спутникового мониторинга ГЛОНАСС, что позволит аккумулировать информацию об их местоположении и состоянии в едином пункте управления.

«Пилотные зоны «инновационных дорог» позволят отобрать лучшие и наиболее эффективные технические решения для тиражирования в масштабах всей России, но уже сейчас, судя по опыту крупнейших мегаполисов мира, можно предположить высокую результативность систем интеллектуального управления транспортом, — комментирует пресс-служба ГК «Русские Бизнес Системы». – В рамках создания ИТС мы предлагаем ряд готовых, проверенных, гибких решений с использованием технологии М2М и ГЛОНАСС. На базе нашей мультисервисной телекоммуникационной платформы можно организовать единый расширяющийся в зависимости от потребностей заказчика ИКТ-комплекс для мониторинга и управления движением автотранспорта, создания единых ситуационных центров транспортной инфраструктуры, систем управления нарядами экстренных служб, сервисов мобильных коммуникаций для автомобилистов».

Детекторы транспортного потока

Детекторы транспорта являются самым массовым элементом интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС). Как правило, они оснащаются несколькими датчиками разного типа: микроволновым радаром для измерения скорости, ультразвуковым детектором для оценки габаритов и классификации транспортных средств по классам и многоканальным инфракрасным детектором для обеспечения подсчета автомобилей и определения интенсивности движения.

К моменту внедрения ИТС в Москве и началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. было установлено более 6,7 тыс. датчиков движения. Аналогичные проекты внедрены в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах России.

АСУДД предназначены для централизованного или локального автоматизированного управления дорожным движением (транспортными и пешеходными потоками). Такие системы представляет собой совокупность периферийных устройств, объединенных в единую сеть, с центральным пунктом управления (ЦПУ).

Периферийные устройства в составе АСУДД /ИТС (на примере АСУДД КАД) включают:

На основе исторических и текущих данных, получаемых от датчиков и камер, осуществляется регулирование транспортных потоков (например, назначаются приоритеты). Может происходить как выбор готовых моделей регулирования, так и подстройка отдельных существующих параметров к текущим условиям.

По мнению консультантов J’son & Partners Consulting, проекты по созданию комплексных АСУДД будут активно развиваться в нашей стране, в первую очередь, в связи с необходимостью дальнейшей борьбы с «пробками» и в рамках общей стратегии по увеличению безопасности дорожного движения. Немаловажным фактором является возможность пополнения региональных бюджетов за счет автоматизации процессов фиксации и выставления штрафов для нарушителей дорожного движения. В 2016 году ряд крупных городов, например, Нижний Новгород, Самара и др., объявили конкурсы на создание таких систем.

Первые интеллектуальные (адаптивные) светофоры появились в Москве в 2007 г. на опытном участке протяженностью 7,5 км. Расположенные на них датчики считывают данные о плотности и скорости транспортных средств, метеоусловиях и пр. Информация передается в единый центр управления системой по беспроводной связи и используется для оптимального регулирования транспортного потока. По данным на начало 2015 г., значительная доля светофорных объектов в столице подключена к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Проекты по внедрению «умных» светофоров развиваются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Челябинске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и др.

Читайте также:  Что такое социальная доплата к пенсии

Первые централизованно управляемые через компьютер светофоры появились в США и Канаде в 1960-е годы. В 2010 г. разработчики IBM планировали запатентовать технологию, которая позволяет удаленно выключать двигатели автомобилей, приближающихся к перекрестку, если на светофоре горит красный свет. В Копенгагене планируется установить 380 умных светофоров, которые будут настроены таким образом, чтобы обеспечить приоритет велосипедистам и общественному транспорту. В случае успешной реализации проекта скорость передвижения на велосипеде по Копенгагену увеличится на 10 %, на автобусах – на 5–20 %.

Средства автоматической фиксации нарушений ПДД

Комплексы автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) включают как средства фото- и видеофиксации («камеры»), так и специальные технические средства (измерительные приборы).

По данным на начало 2016 г., в России комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения охвачено несколько тысяч зон контроля, с ноября 2014 г. их число выросло на 36 %. Основная тенденция в этом сегменте – это расширение спектра видов выявляемых правонарушений. Кроме фиксации фактов превышения скорости, такие системы фиксируют нарушения правил проезда регулируемых перекрестков, факты выезда на «встречку» и проезда под «кирпич», нарушения в зонах железнодорожных переездов, факты непредоставления преимущества в движении пешеходам в зоне пешеходных переходов и движения транспортных средств по полосам для общественного транспорта, нарушения правил остановки и стоянки и пр.

Стоимость установки стационарного комплекса фото- и видеофиксации в среднем составляет около 4 млн руб. Однако системы быстро окупают себя как с точки зрения экономики (поступления штрафов), так и эффективности (снижение количества ДПТ). Например, в Томске несколько стационарных комплексов за 10 месяцев 2015 г. собрали штрафов почти на 58 млн руб.

В Московской области стационарные комплексы фиксации нарушений ПДД за 1-е полугодие 2015 г. принесли в бюджет 560 млн руб. Таким образом, к реализации таких проектов могут быть привлечены и средства частных инвесторов, что может ускорить темпы оборудования дорог стационарными и мобильными комплексами фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Электронные средства безостановочной оплаты проезда

Единственным на начало 2016 года электронным средством безостановочной оплаты проезда, применяемым на российских платных дорогах, являются транспондеры DSRC. Это относительно недорогие устройства, крепящиеся к лобовому стеклу автомобиля и обеспечивающие обмен информацией по беспроводному каналу с антеннами на пунктах взимания платы. Для стимулирования использования транспондеров водителям предоставляются скидки на проезд.

Более масштабный проект запущен с 15 ноября 2015 г. Система взимания платы «Платон» создана в целях обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Владелец транспортного средства вносит плату, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

В последнем случае списание денежных средств происходит в автоматическом режиме.

Основным сдерживающим фактором развития системы «Платон» является социальная напряженность, связанная с внедрением этого проекта, и большой резонанс в СМИ. Так, 20 февраля 2016 г. дальнобойщики ряда регионов России начали забастовку с требованием отменить систему «Платон». Они призывали не брать заказы и не выезжать в рейсы до 1 марта 2016 г. Сообщалось, что в акции участвуют водители большегрузов из 43 регионов России.

Первая зона платной парковки появилась в Москве 1 ноября 2012 г., к 2015 г. она была значительно расширена. Паркоматы устанавливаются также в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и др.

Первые табло с информацией о загруженности дорог появились в Москве в конце 2011 г. К началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. их количество возросло до 150, планировалось расширение проекта. Табло предназначались для информирования водителей о заторах на дорогах, погодных условиях и крупных происшествиях на трассах.

Основные типы информационных табло включают (рис. 1):

Информация на остановках общественного транспорта о времени прибытияИнформация о загруженности дорог и времени в путиИнформация о наличии свободных мест на парковках и навигацияТабло с информацией об автомобилях, находящихся в розыске

Система автоматизированного управления освещением

Широкое применение в России получают автоматизированные системы управления наружным освещением (АСУНО). За 2014 г. Росавтодор установил на федеральной дорожной сети более 400 км линий искусственного освещения, в 2015 г. планировалось расширить сеть еще на 200 км. АСУНО позволяет управлять яркостью и оперативно оповещать дорожников об аварийных ситуациях на линиях.

Первая АСУНО в Липецке была введена в эксплуатацию в 2005 г. Из 242 пунктов питания наружного освещения к ней подключено 142. Система обеспечивает оперативное переключение режимов освещения города по графику «Вечерний режим» и «Ночной режим» для экономии потребления электроэнергии.

Существенным драйвером развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Москве станет ее подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций в 2017 г. В ближайшее время ожидается проведение конкурса на проведение до конца 2016 г. проектных работ по установке технических средств организации дорожного движения на 75 участках улично-дорожной сети столицы: комплексов фотовидеофиксации, табло отображения информации, камер видеонаблюдения, управляемых дорожных знаков, светофорных объектов.

Свежее по теме

Интеллектуальная транспортная инфраструктура итс в россии

Интересные ссылки

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, Ростелеком

Цифровизация транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

Основная статья: Цифровизация транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге

ДТП в России

Основная статья: ДТП в России

Интеллектуальная транспортная система Москвы

Основная статья: Интеллектуальная транспортная система (Москва)

Открылся прием заявок на обучение в весенней Школе наставников «Изучи интернет»

Координационный центр доменов .RU/.РФ, Академия инновационного образования и развития и «Ростелеком» открывают прием заявок на программу повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми и молодежью: педагогов, студентов и аспирантов педагогического профиля. Дополнительное образование организовано на базе интерактивного образовательного проекта «Изучи интернет — управляй им». Заявки на весеннее обучение в Школе наставников принимаются до 26 марта.

Обучение в Школе наставников поможет получить знания об истории, инфраструктуре, интернационализации глобальной сети и процессе управления интернетом, а также об актуальных цифровых технологиях — искусственном интеллекте, технологии блокчейн, интернете вещей. Участники программы узнают правила организации собственной цифровой инфраструктуры и кибербезопасности, повысят квалификацию в области обучения цифровой грамотности, получат навыки интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс, научатся применять правовые нормы и принципы наставничества в профессиональной деятельности.

Участники, которые успешно завершат обучение, получат удостоверение о повышении квалификации государственного образца, сертификат наставника проекта «Изучи интернет — управляй им» и доступ к сообществу экспертов в области образования.

Интеллектуальная транспортная инфраструктура итс в россии

«Обучение во второй Школе наставников пройдет в формате интенсива: лекции основной программы пройдут всего за 10 дней, а оставшееся время (около четырех недель) уйдет на самостоятельную работу и подготовку аттестационного задания, которое в этот раз носит более проектный характер, — рассказала начальник проектного отдела Координационного центра доменов .RU/.РФ Ольга Яковлева. — Наставникам потребуется организовать семейную команду для участия в IT-марафоне по цифровой грамотности и в качестве капитана выполнить творческую работу, а также пройти онлайн-турнир по теме “Интернет-культура”. Итоговым заданием станет отчет, подробно описывающий процесс создания команды и участия в IT-марафоне».

«Наставничество в области цифровых технологий позволяет педагогам не только самим освоить новые знания и навыки, но и грамотно передать их детям. Под руководством опытных наставников подрастающее поколение сможет развивать свои интересы в сфере информационных технологий, научится использовать интернет безопасно и ответственно. Это необходимо как для их личного роста, так и для жизни в современном мире, в котором компьютерная грамотность становится все более важным навыком. Для повышения квалификации мы также рекомендуем всем специалистам, работающим с детьми и молодежью, познакомиться с проектами “Ростелекома” в сфере кибербезопасности: узнать о цифровом этикете, рисках, с которыми сталкиваются в сети несовершеннолетние, и методах их защиты, практическими советами, как избежать неприятностей в виртуальном мире. Вложение времени и ресурсов в повышение квалификации в данной области — залог максимальной информационной безопасности наших детей», — сказала директор департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной ответственности «Ростелекома» Юлиана Соколенко.

Обучение в Школе бесплатное. Чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету, прослушать вводную лекцию и выполнить небольшое задание. Решение о зачислении принимают организаторы по результатам тестового задания. Количество мест ограничено. Занятия в школе начнутся 1 апреля и завершатся в мае. Обучение пройдет онлайн на платформе GetCourse. Расписание, темы вебинаров и состав экспертов опубликованы на сайте школы.

Оставьте комментарий