Информационные технологии в образовании

Изменения в российском образовании в 2024 году

В 2024 году в российском законодательстве произойдут значительные изменения, затрагивающие сферу образования. Согласно нововведениям, в школах начнут изучать историю по новым учебникам, а для поступления в вуз абитуриентам необязательно будет нести оригиналы документов. Давайте рассмотрим подробнее, какие изменения ждут школьников и студентов.

Правила дистанционного обучения для образовательных организаций

Для образовательных организаций утверждены новые правила дистанционного и электронного обучения. Эти правила касаются не только школ, колледжей и вузов, но также образовательных организаций дополнительного профессионального образования.

Правительство утвердило для учебных заведений правила применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Эти правила распространяются на различные аспекты образовательного процесса, включая учебные занятия, практику, промежуточную и итоговую аттестацию.

Кому разрешат поступать в магистратуру не по профилю

В новой системе высшего образования будет возможность поступать в магистратуру — на специализированное высшее образование — в основном тем, кто получил базу по тому же профилю. Эту идею поддерживает Минобрнауки, отмечая особенно важность этого для гуманитарных специальностей, которые решают продолжить обучение по техническому или инженерному профилю.

Однако, для некоторых более универсальных специальностей, возможно сделать исключения. Например, на специализированное высшее по профилю Менеджмент сможет поступить выпускник с разной базой, а не только с экономической. Однако, для более специализированных специальностей с разной базой обучение может стать проблематичным.

Зависимо от соответствия профилю образования на специализированное высшее, срок обучения также может различаться. Это уже имеет место в некоторых пилотных вузах, которые переходят на новую систему высшего образования.

Важно отметить, что для студентов, желающих обучаться в магистратуре по химическим специальностям, требуется базовое образование по химии.

Изменения в образовании России в 2024 году затронут многих школьников, студентов и образовательные организации. С новыми правилами и условиями, важно готовиться заранее к предстоящим изменениям.

Новые возможности для образования в России

По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, необходима тщательная проработка вопроса о том, какие специалисты и на какие направления в магистратуру смогут поступать, а какие нет.

Разнообразие специализаций в магистратуре

  • Недопустимо, когда окончивший бакалавриат по экономике поступает, например, в магистратуру инженерного профиля. И наоборот. Это иллюзия, что за два года можно стать квалифицированным экономистом, не имея базовой профильной подготовки.

  • Что касается смежных направлений, то здесь можно сохранить возможность смены направления в магистратуре. Реальная практика показывает: выпускники часто работают не по своему, а по смежному направлению, и рынок принимает таких специалистов как профильных.

МИСИС: междисциплинарное обучение

МИСИС уже давно ушел от понятия профильная-непрофильная магистратура, сделав фокус на междисциплинарности.

Проректор по образованию НИТУ МИСИС, Александр Волков, подчеркивает, что все магистерские программы готовят специалистов, способных решать комплексные задачи. Это позволяет выпускникам работать на стыке профессиональных областей.

Новая система образования

Все вузы России перейдут на новую национальную систему образования с 1 сентября 2025 года. Суть изменений заключается в переходе на новые уровни высшего образования – базовое и специализированное высшее образование.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркивает, что ключевое в обновлении системы высшего образования – совокупность фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности.

Принципы образования в новых условиях

Ректор МГУ им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий, выделяет несколько принципов, на которых должна базироваться высшая школа:

  • Фундаментальность образования, особенно математического
  • Гибкий подход к образовательному процессу
  • Междисциплинарное обучение, включая информационные технологии и искусственный интеллект

Образование должно быть адаптировано к современным экономическим и технологическим требованиям, предоставляя студентам новые возможности для развития.

Источник:

  • Российская Газета, https://rg.ru/2021/04/08/ysla-novye-vozmozhnosti-obrazovanija-v-rossii.html

Роль новой системы образования в России

Кстати, скорее всего в новой системе аналог магистратуры — специализированное высшее образование будет разделено на профессиональное и исследовательское. Как пояснил министр Фальков, так у студентов будет возможность получить более глубокие знания и возможность впоследствии заняться наукой.

Разделение магистратуры

  • Магистратуру мы планируем разделить на профессиональную для получения углубленных знаний и на исследовательскую, в случае если вы захотите впоследствии заняться наукой, — сказал Фальков.

Главная цель обучения в магистратуре — получение дополнительных знаний, а не диплома. Фальков подчеркнул, что наличие этой ступени должно быть там, где есть соответствующие кадровые и инфраструктурные возможности.

Национальный рейтинг высших учебных заведений

В сегодняшних условиях российской высшей школе приходится отстаивать конкурентоспособность в международном пространстве. Стране, в добавление к национальной системе высшего образования, нужен национальный рейтинг.

Российское высшее образование должно стать одним из гарантов суверенитета страны. По мнению члена общественного совета при минобрнауки Дмитрия Гришанкова, решение уже есть — Московский международный рейтинг Три миссии университета. На сегодняшний день это наиболее представительный рейтинг — 2000 университетов из 112 стран, включая 457 вузов России.

Оценка качества и критерии

Сегодня в Три миссии университета входят различные рейтинги, что позволяет оценить как количество, так и качество университетов мирового уровня. В условиях западного давления важно подчеркнуть роль российского высшего образования как гаранта суверенитета страны.

При оценке важно не только учитывать факт наличия научных публикаций у сотрудников вуза, но также учитывать востребованность проводимой научной работы. Обращая внимание на мировые тренды, эксперты подчеркивают важность учета миссии вуза и его роли в обществе.

Заключение

Российское высшее образование должно стремиться к улучшению своей позиции в международных рейтингах, что способствует укреплению суверенитета страны и повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

Роль рейтингов в образовании

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко выразил поддержку идеи создания собственной рейтинговой системы. Он поднял важный вопрос — зачем нужны рейтинги в образовании и какие цели они служат. По его мнению, главная цель рейтингов — информировать государство о распределении ресурсов и помогать абитуриентам в выборе учебного заведения. Важно отметить, что в России рейтинги играют менее значимую роль для абитуриентов из-за предпочтения семейных советов. Однако для иностранных студентов рейтинги могут стать ключевым источником информации.

Необходимость детализированных рейтингов

Ректор Шевченко подчеркнул важность детализированных рейтингов по предметам, областям и направлениям обучения. Он отметил, что в каждом университете есть области, в которых он лучше других, например, в медицинской или программной сфере. Поэтому, необходимо выделить такие специализации, где университеты являются лидерами по соотношению цена — качество.

Будущее образования в России

В 2024 году российскую систему образования ожидают значительные изменения. В школы внедрится искусственный интеллект, а цифровизация процессов обучения ускорится. Все ученики начальных и средних школ будут обязаны участвовать в уроках труда. Реформы в высших учебных заведениях будут направлены на решение проблемы дефицита кадров на рынке труда и поддержку технологического суверенитета страны. В связи с этим будет усовершенствована система целевого обучения и увеличен срок обучения по некоторым специальностям.

Искусственный интеллект в школах

В конце 2023 года в закон Об образовании были внесены изменения, включая запрет использования мобильных телефонов на уроках. Однако, пока нет четкого механизма контроля и наказания за нарушение этого правила. Учителя продолжат напоминать ученикам о запрете использования телефонов на уроках, но проблемы с контролем могут возникнуть. Эти изменения связаны с внедрением искусственного интеллекта в образование и стремлением к созданию более технологичной среды обучения.

Ещё одним нововведением, весьма чувствительным для учебных заведений, стала поправка к законодательству о возобновлении с 1 сентября 2024 года в учебных заведениях классических уроков труда со столярным делом для мальчиков и шитьём и кулинарией для девочек. Они должны стать обязательными не только для средней, но и для начальной школы.

Принудительный труд в школах может обернуться злоупотреблениями

Совет Федерации одобрил поправки к закону «Об образовании» о привлечении школьников к труду без согласия родителей.

Сложность заключается в том, что во многих школах, особенно в новых, нет приспособленных для таких занятий кабинетов. Вместо уроков труда дети занимались робототехникой или программированием – многие родители не хотят, чтобы эти дисциплины исчезли из программы.

– Родители учеников начальной школы скорее поддерживают возвращение уроков труда, а для более старших школьников взрослые могут счесть такие уроки лишними – программа и без того перегружена, – делится своим мнением учитель информатики Евгений Сомов. – В математических и IT-классах несколько лет вместо технологии преподают различные компьютерные дисциплины. Количество часов на них придётся сокращать ради возвращения уроков труда. Полагаю, что часть школ создаст видимость, что уроки труда вернулись, а во время них будет вести прежние занятия. Второй вариант – вынести программирование или робототехнику в раздел дополнительных занятий, но тогда у детей станет ещё больше уроков. Проблема ещё и в том, что во многих школах нет учителей труда. Найти педагогов в текущей ситуации глобальной нехватки учителей будет не так просто.

Читайте также:  Правила расчета и взыскания в 2024 году

Судя по высказываниям чиновников, в новом году цифровизация школьного образования продолжит набирать обороты. В частности, планируется дальнейший перевод всероссийских проверочных работ в компьютерный формат. Время их написания власти намерены сократить с 60–90 до 45 минут, а ВПР по иностранным языкам отменить. С 2024 года начнётся внедрение искусственного интеллекта для проверки домашних заданий вместо учителей. В Московской электронной школе заявлено появление цифрового помощника «Алиса».

– Запланировано, что искусственный интеллект должен будет проверять половину домашних заданий к 2030 году, но этот процесс цифровизаторы явно собираются форсировать, по крайней мере в Москве, – считает бывший школьный учитель, репетитор по математике Андрей Злобин. – Это выльется в увеличение количества цифровых заданий, натаскивание детей на шаблонные решения и ответы, так как любой нестандартный подход или решение задачи будет восприниматься программой как ошибочный. Такой подход неминуемо будет снижать качество обучения.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев анонсировал очередной эксперимент, который пройдёт с начала января по 1 марта в шести пилотных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Вологодская, Московская, Нижегородская и Пензенская области) и коснётся учителей и воспитателей детского сада. Таким образом чиновники намереваются освободить педагогов от заполнения лишних бумаг. По результатам эксперимента к 1 сентября 2024 года будут разработаны и внесены в законодательство поправки, которые установят ответственность за требование от учителей и воспитателей избыточных отчётов и справок.

Сами педагоги сомневаются в том, что подобное решение сможет что-то изменить.

– Уже вводились нормы, которые ограничивают бумажною нагрузку до трёх документов для обычного учителя и пяти для классного руководителя. Но после этого во многих школах с педагогов стали требовать ещё больше отчётностей, преимущественно в цифровом виде, – замечает Ольга Смирнова.

Целевое обучение в вузах и колледжах будет расширяться

В связи с растущим кадровым дефицитом на рынке труда большое внимание в 2024 году будет уделено целевому обучению в вузах и колледжах в интересах конкретных работодателей. На основе прогноза Правительства о наиболее востребованных в регионах и отраслях профессиональных кадрах Минобрнауки совместно с Министерством труда и соцзащиты представит список предприятий, которым нужны сотрудники.

Абитуриенты, желающие обучаться по целевому направлению, смогут выбрать работодателя на единой платформе «Работа в России», а не искать его самостоятельно, как раньше. Сервис будет содержать информацию о требованиях заказчика, мерах поддержки и о том, в каких вузах и на каких специальностях можно пройти обучение. Такую же практику планируют распространить на абитуриентов колледжей и техникумов, в первую очередь это затронет медицинские специальности.

Со следующего года заказчиками целевого обучения смогут выступать не только государственные организации, но и участники проектов «Сколково», военного инновационного технополиса «Эра», резиденты особых экономических зон, территорий опережающего развития и так далее. Также у заказчиков появится право расторгать договоры со студентами-целевиками из-за низкой успеваемости.

– Ситуация с нехваткой кадров в стране ухудшается, в связи с этим количество бюджетных мест для целевиков по ряду направлений будет ежегодно увеличиваться, – полагает эксперт по поступлению в вузы Максим Баринов. – Абитуриенты, поступающие по целевому направлению, смогут заключить договор только с одним заказчиком на конкретную специальность в определённом вузе. Делать выбор абитуриентам нужно осознанно, так как в дальнейшем перевод возможен только на платное отделение. Целевая квота постепенно будет расширяться и на ряде направлений среднего специального образования.

В современной экономической ситуации в связи с необходимостью формирования технологического суверенитета страны по ряду специальностей бакалавриат будет заменён специалитетом, заявляет «Октагону» ректор Российского нового университета Владимир Зернов.

Решение затронет специалистов по информационным системам и новейшим технологиям в разных областях, в том числе оборонной.

В ближайшее время в соответствии с нормативными документами Минобрнауки вузам рекомендовано осуществлять переход на отечественное программное обеспечение.

– В 2024 году наш университет планирует частичный переход на отечественное ПО, – поясняет Владимир Зернов. – Прежде всего это коснётся организации электронного обучения, применения российских разработок видеосвязи, проведения вебинаров, а также электронных библиотек и систем дистанционного обучения. Мы собираемся постепенно перейти на операционные системы на основе отечественных вариантов Linux, на российские офисные пакеты, подписки на платформы взамен Office 365. Для этого необходимо осуществить переустановку ПО, перенос накопленных данных с прежних систем, переобучить сотрудников и преподавателей, внести изменения во многие учебные курсы и программы.

Отмена ВПР по иностранным языкам, новые учебники, изменения правил приема в вузы и другое

В школах в этом году делают упор на историю и патриотизм: у учеников пятых–девятых классов появятся новые учебники, у всех — новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины», который будут преподавать вместо традиционного ОБЖ. Вузы пока только готовятся к серьезным реформам, но уже через несколько месяцев получат результаты пилотного проекта по перестройке уровней высшего образования. Абитуриентам между тем упростят поступление в университеты — они сами об этом попросили. Что еще ждет российских школьников и студентов в 2024 году — в материале «Известий».

Отмена всероссийских проверочных работ по иностранным языкам

С 2024 в российских школах перестанут проводить ВПР по английскому, испанскому, немецкому и другим иностранным языкам, заявлял в октябре руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Все остальные предметы остаются без изменений. «Будут нюансы, связанные с 11-ми классами», — сказал глава надзорного органа, но уточнений пока нет.

Как отметила в беседе с «Известиями» лингвист, детский преподаватель, кандидат филологических наук Диана Белан, отказ от проведения ВПР по иностранным языкам имеет определенные объективные причины.

— Во-первых, не все школы обеспечивают равные условия для изучения иностранных языков, поэтому смысла в проведении таких тестов просто нет. Во-вторых, многие ученики получают неудовлетворительные оценки именно из-за языкового барьера, особенно дети выходцев из Средней Азии, что несправедливо, — пояснила она.

Эксперт добавила, что «дополнительный экзамен и стресс для ребенка только добавляют лишнюю нагрузку, которая вряд ли может быть компенсирована в школе».

Однако не все педагоги отнеслись к этому решению с одобрением. По словам преподавателя английского, специалиста по подготовке к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ, IELTS и TOEFL Нелли Бондаревой, отмена ВПР по иностранным языкам может снизить мотивацию школьников к их изучению.

— Это, в свою очередь, может негативно повлиять на возможности учащихся участвовать в международном образовательном и научном обмене. Английский язык, являясь важнейшим инструментом международного научного общения, играет ключевую роль в доступе к мировым научным исследованиям и разработкам, — подчеркнула она.

Появление в школах нового предмета — «Основы безопасности и защиты Родины»

В следующем учебном году, с 1 сентября, российские школьники начнут изучать новую дисциплину — «Основы безопасности и защиты Родины». Отчасти это модификация традиционного ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»), но с дополнениями. При этом количество часов останется прежним, то есть нагрузка на детей не увеличится.

Программа еще подготавливается, но известно, что в ней будут модуль начальной военной подготовки, в том числе воинские уставы, требования безопасности при обращении со стрелковым оружием, а также порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, основы медицины и другое.

По мнению основателя благотворительного проекта «Игропедагог в каждую школу», психолога, игропрактика Анастасии Решетниковой, новый предмет может стать хорошим дополнением к школьной программе. У детей, отмечает она, может появиться «еще большая принадлежность к Родине, что, безусловно, хорошо в текущих реалиях».

— Защита и безопасность России станет для школьников в том числе еще одной объединяющей историей. Хочется надеяться, что проводить уроки будет максимально компетентный учитель. Если педагог будет увлекать детей рассказами, гореть предметом и использовать современные инструменты работы с учениками, то они обязательно проникнутся защитой Отечества, — рассказала она в беседе с «Известиями».

Новые учебники истории для пятых–девятых классов с темой СВО

Появление новых учебников вызывало немало споров на этапе обсуждений как в педагогическом сообществе, так и среди родителей. Вопрос о них задали и на прямой линии с президентом Владимиром Путиным 14 декабря 2023 года. По его словам, сейчас России нужна фундаментальная государственная версия учебника, которая будет правдивой, «а не обслуживать чьи-то интересы, как у нас это было».

«Мне известно, что есть вопросы, возникает даже критика, это нормально. Пускай научное и педагогическое сообщество с привлечением родителей думают над этим, развивают, вносят какие-то изменения с учетом реалий сегодняшнего дня. Но все эти учебники должны соответствовать истине», — сказал глава государства.

Читайте также:  С января единое пособие на детей до 17 лет выплачивается в повышенном размере

Изменение правил поступления и приема в вузы

В 2024 году абитуриентам облегчат поступление на программы высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратуру.

Одно из нововведений — выбор приоритетного вуза. Сейчас абитуриенты могут подать заявление в пять учебных заведений на разные направления. Внутри одного они могут выбрать предпочтительную специальность: то есть руководство вуза сразу видит, какую профессию пойдет получать поступающий, если пройдет по конкурсу. В этом году такие же приоритеты можно будет расставить и между разными университетами.

При этом после вступительных испытаний конкурсные списки будут обновляться в режиме реального времени, чтобы абитуриенты понимали, каковы их шансы и не нужно ли сменить предпочтения по вузам.

— Возможность оперативного отслеживания конкурсной ситуации — это возможность переложить документы на другие направления подготовки или отдать приоритет другому вузу. Такой запрос со стороны поступающих был. Они сами говорили об этой потребности, и с новыми правилами ее можно будет реализовать, — пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он добавил, что в связи с этими изменениями модернизируют и сервис «Поступление в вуз онлайн».

Еще одно немаловажное нововведение касается подачи документов. В этом году абитуриентам бюджетных и контрактных форм обучения не нужно будет приносить в вузы оригиналы — достаточно отправить их с помощью портала «Госуслуги». Это снизит нагрузку на университеты, а тем, кто собирается учиться в другом городе, упростит задачу.

Первые результаты пилота по изменению ступеней высшего образования

С 2024 года участники пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования будут представлять в правительство информацию о ходе его реализации. Называть пилот новшеством этого года не совсем точно, так как его запустили с 1 сентября 2023-го, однако именно в 2024-м начнется активное обсуждение первых результатов, которое может привести к пересмотру и корректировке подхода к бакалавриату, специалитету и магистратуре.

В чем суть пилотного проекта? Устанавливаются две ступени высшего образования. Вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое, вместо магистратуры — специализированное. Также обновляются программы аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Проект затронет более 100 специальностей. Среди них гидрогеология и землеустройство, машиностроение и транспорт, фотоника и приборостроение, информационные и химические технологии, региональная и отраслевая экономика.

Уже в этом году шесть вузов, участвующих в программе, смогут внести изменения в свои образовательные стандарты базового и специализированного высшего образования, а также в требования к программам аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Как рассказала в беседе с «Известиями» декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации, к.э.н., доцент Екатерина Безсмертная, реформа проводится, «чтобы вернуть отечественному высшему образованию былое качество, которое было отличительным знаком советского периода».

— Безусловно, за счет отказа от формального разделения на бакалавриат и магистратуру и перехода к новым параметрам системы принципиальные изменения в этом направлении не произойдут: для этого потребуется масштабная и кропотливая работа по перестройке всей системы образования, начиная с начальной школы. Бакалавриат и магистратура — фактически единственный полностью реализованный в России элемент Болонской системы, поскольку стать полноценным участником европейского образовательного пространства нашей стране так и не удалось, — отметила она.

Екатерина Безсмертная добавила, что «необходим разумный баланс между содержанием образования в рамках высшего и иных уровней образования, введение новых, возможно, более жестких, образовательных стандартов, пересмотр содержания образовательных программ с учетом потребностей работодателей и при более активном их участии».

2024 год принесет немало изменений в школьную программу. В расписании уроков появится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины» и вернется труд, на уроках которого девочкам расскажут, как варить борщ, а мальчиков научат чинить табуреты. Что еще изменится в школах, узнала «Парламентская газета».

Абонент временно у доски

С 1 сентября 2024 году ученикам запретят личные средства подвижной радиотелефонной связи во время уроков. Такой закон Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил в декабре. «Речь идет о мобильных телефонах и умных часах, если в них используется сим-карта и они могут выполнять такие же функции, как телефон, например принимать СМС-сообщения», — раскрыла суть термина председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

Позвонить по мобильнику из класса можно будет только в экстренных случаях: если возникла угроза жизни или здоровью учеников и работников школ.

Запрет не коснется гаджетов, которые находятся в школах, стоят на их балансе и используются непосредственно в кабинетах на занятиях.

Накануне принятия закона спикер Госдумы Вячеслав Володин в своих соцсетях провел опрос о запрете мобильников в школе. Проголосовали более 286 тысяч человек. Идею поддержали 84 процента из них.

Кому чин, а кому щи

Также с 1 сентября 2024 года одним из обязательных предметов с 1-го по 9-й классы станет «Труд (технология)». Такую поправку ко второму чтению закона о мобильниках внесли депутаты Госдумы, в том числе Вячеслав Володин и лидеры всех думских фракций.

«Трудовое воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо», — подчеркнул на своей странице в соцсетях спикер.

Одной из основных задач урока труда станет подготовка учеников к важнейшему выбору их жизни — профессии, отметила ранее Ольга Казакова. Кроме того, эти уроки формируют «огромный комплекс социально-бытовых навыков, которые нужны детям для достижения успехов в будущем и уверенности в разных областях — образовании, семье, профессии, повседневной жизни».

Так, мальчиков могут научить столярничать, а девочек — готовить. Получилось почти как по негласному правилу правописания: «МужЧИНа носит чин, а женЩИна варит щи».

Ну и что вы со мной сделаете?

Этот издевательский вопрос, намекающий на бессилие учителя перед учеником, с 1 сентября 2024 года задавать станет бессмысленно: все тот же закон разрешит педагогам делать замечания детям. Для этого закон об образовании дополнили положениями, которые позволяют школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении, а учеников обязывают соблюдать вышеперечисленные нормы. Кроме того, администрации учебных заведений должны рассматривать обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают правила.

А еще в законе записали право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности. До этого такое право было только у учеников.

«Внимание всем!» и «Огонь, пли!»

С 1 сентября 2024 года в школьном расписании вместо привычного ОБЖ появится новый предмет «Основы безопасности и защита Родины». Учить этим навыкам будут в 5-11-х классах.

Так, в средней школе объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы. Учеников научат правильно реагировать на сигнал «Внимание всем!» и пользоваться средствами защиты. Также школьникам предстоит ознакомиться с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия и положениями общевоинских уставов.

В 10-11-х классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. Кроме того, выпускник школы должен будет иметь представление о современном общевойсковом бое.

«Школьная программа должна отвечать вызовам времени. Она регулярно обновляется, чтобы у ребят были самые актуальные знания. Этот процесс затрагивает и блок начальной военной подготовки, который станет частью ОБЗР», — сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

Про глагол и про тире учат в чуме

С 1 сентября 2024 года в России появятся кочевые дошкольные и школьные группы. Их откроют на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — местах проживания коренных малочисленных народов.

До сих пор власти каждого северного региона сами решали, какими должны быть такие детсады и школы и нужны ли они в принципе. Но минувшим летом парламентарии приняли закон о кочевых образовательных организациях. По новым правилам создание условий для получения коренными малочисленными народами дошкольного и начального общего образования стало обязанностью органов госвласти.

Всего сейчас в России 4676 семей ведут кочевой образ жизни, в них воспитываются 6569 детей, из них 2203 дошкольного возраста и 4366 — школьного возраста.

Два пишем, три в уме

С 2024 года школьникам девятых классов будет чуть проще сдавать ОГЭ по математике: им официально разрешат пользоваться непрограммируемым калькулятором, линейками без справочной информации и справочными материалами, выдаваемыми вместе с контрольно-измерительными материалами.

Калькулятор должен отвечать нескольким требованиям: обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcсos, arctg), не позволять сохранять базы данных и не иметь функций связи.

Читайте также:  Телефоны горячей линии в органах социальной защиты населения кузбасса

Кроме того, одиннадцатиклассники смогут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. Речь идет о чемпионах России и обладателях Кубка России по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Также в качестве индивидуальных достижений зачтут наличие золотой или серебряной медали, полученной после окончания школы, прохождение военной службы, пребывание в добровольческих формированиях в ходе спецоперации.

«Наше все» останется с нами

В 2023 году в СМИ появилась информация, что из ЕГЭ по литературе в 2024 году исключат произведения классиков, в том числе Александра Пушкина. Такие выводы журналисты сделали на основании проектов контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ-2024 и кодификаторов к ним, опубликованным Федеральным институтом педагогических измерений.

Согласно этим документам, в списке произведений, по которым могут задать тему итогового сочинения, оказались «Гроза» Островского, «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «На дне» Горького, «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского, «Тихий Дон» Шолохова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Среди остальных произведений, которые можно использовать при написании сочинения и выполнении некоторых заданий по желанию, оказались стихотворения Тютчева, Ахматовой, Цветаевой и Высоцкого, рассказы Шукшина, Куприна, Довлатова и Пелевина, романы Замятина «Мы» и Пастернака «Доктор Живаго», произведения о Великой Отечественной войне.

А вот произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, как и древнерусской литературы, в списке не оказалось.

Ситуацию объяснили в Минпросвещения: «Согласно отечественной традиции преподавания литературы, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя изучаются в средней школе, поэтому их выносят на проверку в рамках Основного государственного экзамена».

Таким образом, «наше все» из школьной программы не исключат, но знание Пушкина проверят раньше — в девятом классе.

Внешний вид по ГОСТу

Ожидается, что с 2024 года в России появится ГОСТ на школьную форму. Об этом «Парламентской газете» сообщили в Роскачестве. Информацию подтвердили и в Роспотребнадзоре. «В России в 2024 году планируется ввести государственный стандарт на школьную форму. На данный момент законодательством не предусмотрено такое понятие», — сказала нашему изданию начальник отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков управления Роспотребнадзора по Москве Татьяна Рябенко.

Сейчас требования к детской одежде зафиксированы в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». По ним текстиль и готовые швейные изделия должны соответствовать нормам биологической и химической безопасности, обладать гигроскопичностью, воздухопроницаемостью и влагопоглощением.

Любить не только Родину

О других ожидаемых нововведениях в школе ранее «Парламентской газете» рассказали депутаты. Так, председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина надеется, что в школьную программу в 2024 году официально войдет «Семьеведение». С сентября 2023 года уже рекомендовано проводить для старшеклассников такие уроки в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы, но это пока не обязательно.

Главная цель предмета — подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей, а также формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев надеется на появление в школах медицинских классов. «Мы очень внимательно следим за тем, что происходит в российских школах, и считаем, что необходимо развивать профильные медицинские классы», — сказал он ранее «Парламентской газете».

• Откуда в школах запрещенные чипсы и газировка

Как вводить дистанционное и электронное обучение

Образовательная организация, которая планирует применять такие технологии в следующем учебном году, должна разместить информацию об этом на своём сайте не позднее 1 мая текущего учебного года.

Но в школах решения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно принимать только «совместно со всеми участниками образовательных отношений», и в этом случае издаётся локальный нормативный акт. Иными словами, мнение законных представителей школьников (родителей) и педагогов должно учитываться, потому что по закону они участники образовательных отношений.

При этом образовательная организация должна соблюсти много требований, чтобы вести занятия дистанционно и в формате электронного обучения. Например, она должна:

Какие изменения ждут студентов и абитуриентов

Для абитуриентов в 2024 году будет упрощен процесс поступления в вузы. Теперь необязательно нести в институт или университет оригиналы документов. Необходимые материалы можно будет подать через портал «Госуслуг», что облегчит поступление для граждан, которые намерены учиться в другом городе. Кроме того, желающие поступить смогут в реальном времени отслеживать конкурсную ситуацию, чтобы успеть отдать предпочтение другому вузу.

Увеличение цен за обучение

Будет увеличена стоимость платного обучения в высшем учебном заведении на 5-25%. Однако для студентов и абитуриентов предусмотрены гранты и скидки, чтобы сделать образование для всех слоев общества.

Изменение ступеней высшего образования

В 2024 году начнется активное обсуждение пилотного проекта по изменению уровней высшего образования, который запустили еще в сентябре прошлого года. Согласно нововведению, вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое образование, а вместо магистратуры — специализированное. Также обновляются программы аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

В постановлении правительства говорится, что проект коснется более 100 специальностей. Среди них: машиностроение, региональная и отраслевая экономика, гидрогеология и землеустройство и так далее. По словам декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерины Безсмертной, изменения нужны, чтобы вернуть российское высшее образование к стандартам советского периода.

Доступ к учебным ресурсам

А ещё, согласно правилам, у учеников, независимо от их местонахождения, должен быть доступ к электронной информационно-образовательной среде, содержащей учебные планы, издания электронных библиотечных систем и ресурсы с электронными учебно-методическими материалами. В этой среде могут проходить все виды занятий, оцениваться результаты обучения. Там же будут формироваться цифровые портфолио учащихся.

Кроме того, вузы должны будут передавать в систему «Современная цифровая образовательная среда» информацию о студентах, чтобы те могли через личный кабинет «Госуслуг» запрашивать сведения из своей зачётной книжки.

Какие изменения ждут школьников

Ученики 5-9 классов с 1 сентября 2024 года начнут изучать историю по новым учебникам. В обновленной методичке будут отражены ход спецоперации на Украине, а также изменения территориальных границ РФ. Президент страны Владимир Путин заявлял, что российские учебники истории должны быть правдивыми и не удовлетворять интересам других государств.

Отказ от ВПР по иностранным языкам

В школах откажутся от проведения всероссийских проверочных работ по иностранным языкам. По словам экспертов, многие ученики сталкиваются с языковыми барьерами, что говорит о неэффективности таких тестов.

Уроки начальной военной подготовки

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) заменят на «Основы безопасности и защиты Родины». На уроке дети будут проходить начальную военную подготовку, основы медицины, а также действия в экстремальных ситуациях.

Запрет телефонов

С 1 сентября школьникам запретят пользоваться мобильными телефонами на уроках. При этом ученикам разрешат звонить в экстренных случаях. Например, если есть угроза жизни или здоровью детей и работников школ.

Обязательный труд для школьников

С начала нового учебного года «Труд (технология)» станет одним из обязательных предметов для учеников с 1 по 9 классы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, дисциплина будет прививать ребенку трудолюбие, что положительно скажется на его дальнейшей жизни.

Калькуляторы на ОГЭ по математике

С 2024 года девятиклассникам разрешат пользоваться непрограммируемым калькулятором на ОГЭ по математике. Также им позволят работать с линейками и справочными материалами, которые будут выдаваться на экзамене.

Что можно применять из технологий

Если для школьных программ можно использовать только государственные информационные системы (напомним, это установлено законом «Об образовании в РФ»), то для высшего образования и СПО, ДПО образовательная организация сама может выбирать основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий. Правда, ограничение всё же есть: выбирать можно лишь из того софта, который включён в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Средств видео-конференц-связи и мессенджеров это тоже касается. При этом есть возможность пользоваться системой «Современная цифровая образовательная среда» (это не обязанность, а именно право).

Для промежуточной и итоговой аттестации, текущего контроля успеваемости допускается биометрическая идентификация студентов с использованием Единой биометрической системы (ЕБС) и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Правда, школьников это не касается, а относится к студентам колледжей, вузов и программ ДПО с применением дистанционных образовательных технологий. Для использования биометрической идентификации нужно будет присоединить информационную систему образовательной организации к инфраструктуре для взаимодействия с «Госуслугами».

Однако обработка биометрических персональных данных учащегося допускается лишь с его согласия.

Оставьте комментарий